АО «Барнаултрансмаш» – Завод № 77

Барнаульский завод транспортного машиностроения создан на базе эвакуированных из европейской части страны заводовБарнаульский завод транспортного машиностроения - одно из крупнейших предприятий машиностроительного комплекса Алтайского края. Сформирован в годы Великой Отечественной войны в сжатые сроки и в невероятно тяжелых условиях. Постановлением ГКО на базе эвакуированных из европейской части страны заводов - Харьковского тракторного им. Серго Орджоникидзе, Сталинградского тракторного, Кировского и Ленинградского им. К.Е. Ворошилова - было принято решение о создании специализированного предприятия по производству танковых двигателей типа В2. В первых числах января 1942 года специалисты начали работы по строительству завода С-10 (затем завод № 77, будущий «Трансмаш»), при этом строительная организация полностью перебазировалась в Барнаул только в марте 1942 года, сообщают онлайн-издания Госархива Алтайского края.

Строительство завода вел переведенный в Барнаул поздней осенью 1941 года трест «СтройГАЗ» - предприятие с большим опытом строительства и производственных объектов, и жилья. «Первые 6 станков завод получил в конце июля 1942 г. Это было оборудование ленинградских заводов – № 174 и Ижорского. В это же время в г. Барнаул прибыли специалисты и оборудование Сталинградского и Харьковского тракторных заводов, - так рассказывает историю создания этого предприятия архивная справка.

В ноябре 1942 г. начался выпуск первых моторов (танковых дизелей)С сентября 1942 г. завод С–10 Народного комиссариата танковой промышленности СССР стал именоваться заводом № 77. В ноябре 1942 г. начался выпуск первых моторов (танковых дизелей). До конца войны было произведено 10 тыс. дизельных моторов для танка Т-34. Коллективу завода 21 раз присуждалось переходящее Красное знамя ГКО, которое было оставлено ему на вечное хранение. Правительство высоко оценило вклад трансмашевцев в Победу - Указом Президиума Верховного Совета СССР от 30 апреля 1945 г. коллектив был награжден орденом Ленина.

22 августа 1942 года историографы предприятия называют днем массового прибытия ценностей на завод. По сути - на огромную стройплощадку на северо-восточной окраине Барнаула доставляли оборудование моторного производства Харьковского и Сталинградского тракторных заводов. Вместе с эвакуированным оборудованием прибывали и работники нескольких заводов - Харьковского тракторного им. С. Орджоникидзе, Сталинградского тракторного, Кировского и Ленинградского им. К.Е. Ворошилова. Так, в последнюю декаду августа в Барнаул приехали более 3 тысяч работников предприятий, вместе с семьями - около 7 тысяч человек.

Барнаульский завод транспортного машиностроенияВремя как будто спрессовалось - уже 6 ноября 1942 года первый собранный в Барнауле дизель В-2 успешно прошел испытания. Меньше трех месяцев - от прибытия основной части оборудования до выпуска первой продукции. В главном корпусе (только для этого здания фермы и колонны металлического каркаса привезли из Сталинграда) одновременно устанавливали перекрытия здания и вели расконсервацию и установку оборудования, монтировали энергосеть. К пущенным в работу станкам подавали заготовки, привезенные вместе с оборудованием, отлаживали их работу. Точно также действовали и в других цехах. А после смены, которая длилась 12 часов, рабочие шли строить бараки и землянки для жилья. Барнаул, конечно, освободил для прибывших общественные здания, выделил часть построенных для другого ведомства бараков, передал в аренду более 140 частных квартир, работников завода подселяли в дома малосемейных горожан, размещали в Белоярске, Озерках, Повалихе. Но жилья все равно не хватало, да и постоянно жить в общественных зданиях невозможно - они просто не приспособлены к этому. «Строили мы бараки до поздней ночи, пока видно топор в руках. Спали тут же, на площадке, кто в недостроенных бараках, а кто среди штабелей досок под открытым небом. В сентябре, когда похолодало, начались заморозки - совсем стало худо. Почти не спали, грелись у костра. С восходом солнца брались за топор, но духом не падали, знали, что строим для своих товарищей, - вспоминал о тех днях мастер инструментального цеха А.И. Семенцула.

В книге «Мой завод - моя гордость», издание которой приурочили к 40-летию Барнаульского орденов Ленина и Трудового Красного Знамени завода транспортного машиностроения, ее авторы Петр Романович Коровин и Сергей Петрович Коровин опубликовали хронику заводских событий сентября и октября. Первая запись в ней относится к 1 сентября: «На этот день на заводе имелось 1123 единицы производственного оборудования, в том числе 923 станка для металлообработки. Разгрузка и транспортировка станочного парка ведется на 80 процентов вручную». (Между прочим, на «Трансмаше» и сегодня помнят, что осенью 1942 года каждый выходной день для служащих и инженерно-технических работников завода был «разгрузочным» - они отправлялись на железнодорожную ветку, проложенную к предприятию, занимались разгрузкой и транспортировкой оборудования.) Последняя запись этой хроники: «7 октября. Установка оборудования окончена. Начальники цехов немедленно организуют отладку станков и механизмов. Отдел главного технолога с сентября по декабрь выпустил 14 тысяч операционных карт, около 5 тысяч чертежей приспособлений, спроектировал 1647 индексов режущего и 1824 − мерительного инструмента. Технологи и конструкторы работали в деревянном бараке, почти без света и тепла...» Между этими записями - рассказ о технических совещаниях и решении конкретных строительных и производственных проблем, о переходе к круглосуточному монтажу оборудования, потому что обстановка на фронте осложнилась, и товарищ Сталин дал указание сократить сроки пуска завода (на заводе об этом сообщили 7 сентября). Иными словам, за 25 дней подготовить все к выпуску двигателей.

Барнаульский завод транспортного машиностроенияВойна заставляла не только на пределе сил работать у станка, но и думать, как обеспечить производство качественной продукции на строящемся предприятии, причем при недостатке ресурсов. Заводчане находили и замену любому отсутствующему специальному оборудованию, и выход из любой сложной ситуации. Подтверждение тому - воспоминания ветерана завода И.Е. Ариничева о сборке первого двигателя: «Мы волновались, как школьники на экзаменах, с нетерпением и беспокойством ждали того часа, когда заработает наш первый мотор. Сборка в этот день была принаряжена. Везде лозунги и плакаты. Цех блистал чистотой. Сборщики в белых халатах, настроение приподнятое.

На участке навесных агрегатов, где я работал мастером, собрали водяной и масляный насосы. Проведенные испытания дали хорошие результаты. А вот с воздухопуском вышла заминка - пусковые клапаны пропускали воздух. Очень помогли мастера с участка сборки картеров П.А. Здоров, Б.Г. Егоров. Общими усилиями нашли причину и устранили её. Клапаны стали работать». По ходу дела заводчане устранили и еще несколько заминок, чтобы провести все необходимые регулировки и испытания. «У всех присутствующих нервы на пределе. Двигатель установили на стенде, стравили первый баллон сжатого воздуха, а дизель не запустили. В двух других баллонах давление оказалось недостаточным для запуска. Спешно поехали на вагоноремонтный завод за новыми баллонами. Наконец, все готово, перепроверено. Открывается вентиль, двигатель несколько раз чихнул и ровно заработал.

На испытательную станцию сбежались люди всего цеха. Они радовались, словно дети, обнимались, поздравляли друг друга», - вспоминал И.Е. Ариничев.

Барнаульский завод транспортного машиностроения6 ноября 1941 года – день рождения первого дизеля – стали считать днем рождения завода. Коллектив завода №77 решил невероятно сложную задачу, потому что каждый работник добивался максимальных результатов на своем рабочем месте. В истории всех предприятий Алтайского края, действовавших в годы Великой Отечественной войны, остались фамилии тружеников, выдававших по несколько норм выработки за смену, на каждом были свои «двухсотники», «трехсотники» и даже «тысячники». На заводе №77 в 1943 году работало более 2 тысяч стахановцев и более тысячи ударников. Легендарное не только для этого предприятия имя - Федор Бережной. Токарь 120 цеха стал первым «тысячником» на заводе. Самоотверженный и методичный труженик вначале выполнял нормы выработки на 300, затем 500, 700 и более процентов. Наивысший его результат - 1200%. За опытом грамотной организации труда (а иначе норму выработки перевыполнить невозможно) к Федору Бережному приходили его коллеги из других цехов завода и даже делегации других барнаульских предприятий.

Годы войны стали для будущего «Трансмаша» временем становления и периодом тяжелых испытаний, проверки всего коллектива на прочность. Так, зимой 1943 года предприятию отчаянно не хватало энергетического оборудования и тепла. ТЭЦ соседнего меланжевого комбината не могла отапливать помещения завода - просто не было свободных мощностей, и труб для теплопроводов не хватало. И не было стационарных котлов, чтобы построить собственную котельную. На совещании Алтайского крайкома ВКП(б) с участием заводского партактива нашли решение проблемы: поставить на заводе паровозы, использовать их для отопления цехов и пуска энергоемкого оборудования. Наркомат путей сообщения направил на завод с разных станций страны 14 старых паровозов. К местам их установки подвели железнодорожные пути, водо- и паропроводы. Это несколько снизило остроту проблемы. Однако мазутные факелы и костры прямо в цехах, которые рабочие разводили, чтобы согреться, ушли в прошлое лишь после пуска второй очереди Барнаульской ТЭЦ. Строительство которой тоже было заботой не только треста «СтройГАЗ», но и руководства, и всего коллектива завода №77. Как и добыча угля на шахте «Смычка», переданной заводу. А еще доставка заготовленных в лесу дров на завод, обучение пришедших на завод новичков, не умевших читать чертежи, пользоваться металлообрабатывающим инструментом, и множество других проблем.

Экспозиция музея Барнаульского завода транспортного машиностроенияОб одном из врезавшихся в память эпизодов из рассказов ветеранов предприятия рассказал председатель профсоюзной организации «Трансмаша» Валерий Баклач: «Идя по цехам, Николай Григорьевич Чудненко (после войны, в 1946 году, он был назначен директором завода) обратил внимание на то, что рабочие спят прямо у своих рабочих мест. Конечно, тогда люди очень много работали, проводили на заводе много времени. Но оставались в цехах круглые сутки еще и потому, что просто не в чем было уходить, не было обуви. Одна пара обуви на троих - это обычная ситуация того времени. На следующий день издали приказ по заводу и вскорости изготовили 500 пар обуви - нечто вроде ботинок на деревянной колодке. Посуду для столовых завода тоже делали сами. Непосредственно за территорией завода разбили свой огород - у каждого цеха был свой участок, все выращенное на нем шло именно на питание работников этого цеха. Иными словами, уже тогда действовала система хозрасчета. Вот такой была социальная политика предприятия в годы войны. Недавно мы поздравляли своих ветеранов - фронтовиков и бойцов трудового фронта (у нас осталось семь участников войны и 86 участников трудового фронта). Одна из наших бывших коллег рассказывала, что она за победу в трудовом соревновании получила подарок - красивую кофточку. Так вот эта кофточка обошла весь барак: молодые девчонки в ней фотографировались, по очереди ходили на танцы. Такой подарок еще надо было заслужить - работали на заводе очень много. Наше предприятие с 1943 года много раз выходило победителем социалистического соревнования по стране. В 1943 году нам впервые вручили переходящее Красное знамя Танкопрома и ВЦСПС, а в конце войны нам это знамя оставили на вечное хранение. Только за первый год работы «Трансмаша» около 100 человек наградили орденами и медалями». В апреле 1945 года коллектив завода был награжден орденом Ленина за успешное выполнение заданий фронта.

И сегодня на предприятии сохранен определенный социальный пакет. «Мы входим в пятерку предприятий Алтайского края с наиболее высокой заработной платой. Сегодня это значимый показатель социальной ответственности предприятия. Коллективным договором предусмотрены средства на оздоровление детей и на дотации мамам детей дошкольного возраста. Коллективный договор предприятие исполняет практически неукоснительно. У нас действует молодежная организация - ребята устраивают спортивные турниры, совместные выезды на отдых и культурно-спортивные мероприятия. Хотя и сегодня к нам вполне относится шутка, родившаяся уже после Великой Отечественной: «Трансмаш» не понял, что закончилась война, и работает как в военное время. Могу сказать, что и сейчас предприятие работает напряженно - у нас приличный госзаказ, который мы обязаны выполнять», - констатировал Валерий Баклач.

Барнаульский завод транспортного машиностроенияСовременный «Трансмаш» работает на Министерство обороны РФ и выпускает продукцию гражданского назначения. Более половины бронетанковой техники, демонстрирующей боевой потенциал Российской армии на парадах в Москве, оснащено трансмашевскими двигателями. Это системы ПВО, боевые машины пехоты и десанта. В юбилейном Параде Победы 2015 года по Красной площади в механизированной колонне прошли такие новинки оборонной промышленности, как БМД-4М и БТР «Ракушка» с трансмашевским двигателем УТД-29, а в 2021 году - новая разработка завода: БМП-2М с боевым модулем «Бережок».

По-прежнему востребована мирная продукция завода. Творческие коллективы конструкторов предприятия создали судовой 600-сильный реверс-редуктор с гидроуправляемой муфтой сцепления и дизель-электрический агрегат У69М, которые пользуются большим спросом. ДГУ способны работать в автономном режиме, в условиях отключения электроэнергии вступают в работу за 10-15 секунд. Установки, работающие на газовом топливе, востребованы в газифицированных регионах страны - в Нижегородской области, на Урале, а с расширением газификации - и в Алтайском крае. «Барнаултрансмаш» - единственный в стране производитель таких агрегатов.

Часть продукции традиционно отправляется на экспорт постоянным клиентам, которые хорошо знают и ценят изделия завода.

Генеральный директор предприятия Андрей Дунюшкин«Техника с нашими двигателями работает практически во всех частях света, кроме, пожалуй, Америки, - говорит генеральный директор АО «Барнаултрансмаш» Андрей Дунюшкин. - Например, в Объединенных Арабских Эмиратах, и отзывы из этой жаркой страны приходят только положительные». На вопрос о многочисленных легендах, которые и сегодня рассказывают про испытания трансмашевских двигателей, руководитель предприятия отвечает просто: «Правда в том, что наш двигатель действительно очень прочен, надежен и работает на любом виде топлива. Мы испытываем его и на солярке, и на бензине, и на керосине. Такая живучесть заложена в конструктив изначально, его создателями, коллективом, которым руководил главный конструктор завода Борис Егоров. Именно поэтому мы продолжаем модернизацию существующего мощного и надежного двигателя, а не изобретаем новый, улучшаем характеристики мотора, не изменяя базовые решения. В настоящее время наши конструкторы сопровождают созданный на предприятии двигатель, разрабатывают семейство двигателей УТД-20 и УТД-29».

«Сегодня мы - динамично развивающееся предприятие, - продолжает Андрей Дунюшкин. - Наращиваем объёмы производства и параллельно обновляем свои основные фонды: приводим в порядок здания и сооружения, приобретаем новое высокотехнологичное оборудование. На ближайшие пять лет мы обеспечены заказами».

Андрей Дунюшкин возглавляет АО «Барнаултрансмаш» с конца 2017 года. За это время небывалые перемены произошли во многих производствах – литейном, кузнечном, автоматном. Продолжается процесс «сжатия» предприятия, высвобождение лишних площадей. Ведется ремонт корпусов, на площади которых перемещается оборудование, и демонтаж старых зданий и сооружений постройки 40-х годов. В планах на каждый год - приоритетные направления, по которым предстоит работать. Выбираются, как правило, проблемные производства, на них обращается повышенное внимание. С перемещением на новые площади коренным образом меняются условия труда персонала, становятся более комфортными и привлекательными, на рабочих местах внедряется система бережливого производства 5S, позволяющая сокращать производственные затраты, участки приобретают современный вид. Существуют и долгосрочные проекты.

Барнаульский завод транспортного машиностроения«Так сложилось, что долгое время средства в развитие предприятия просто не вкладывали, - констатирует Андрей Николаевич. - Поэтому, с моей точки зрения, завод находится не в лучшем состоянии. Мы демонтируем старые здания, которые сейчас могут даже представлять опасность, уплотняем производство, чтобы сократить лишние площади, а используемые привести в порядок. Такие решения даются нелегко, потому что любое изменение, как правило, вначале принимается работниками в штыки, и только когда они увидят, ощутят на себе реальные перемены в лучшую сторону, активно включаются в работу».

Предприятие проявляет заботу о своих сотрудниках: на протяжении почти десяти лет действует положение о частичной компенсации работникам расходов на питание в заводской столовой. Сегодня эта сумма составляет 105 рублей за обед и с учётом роста цен корректируется в сторону увеличения.

Барнаульский завод транспортного машиностроенияС каждым годом увеличивается размер инвестиций на приобретение нового высокотехнологичного оборудования – современных обрабатывающих центров, позволяющих выпускать более качественную продукцию, высвобождать персонал и производственные площади, совершенствовать процесс производства деталей и узлов. Запустить его в работу и освоить тоже непросто, но необходимо, считает Андрей Дунюшкин: «Модернизация производства поможет привлечь на завод молодежь. А это - лучший показатель успешной работы предприятия. Мы хотим полностью обновить свои основные фонды, чтобы не осталось ни одного старого станка, ни одного старого корпуса. Наше будущее - все производство на одной площадке, под одной крышей. Мы хотим, чтобы «Барнаултрансмаш» приобрел новый современный облик.

Мы гордимся своим предприятием, гордимся тем, что в оргкомитете «Победа», рассматривая аргументы в пользу присвоения Барнаулу почётного звания «Город трудовой доблести», говорили и о наших моторах. Мы продолжаем традиции, заложенные нашими предшественниками в годы Великой Отечественной войны и, я считаю, делаем это достойно».

Национальные проекты России

Фоторепортаж


Решаем вместе
Не убран снег, яма на дороге, не горит фонарь? Столкнулись с проблемой — сообщите о ней!


zayavka22


Социальный калькулятор
  • Сайты
  • Информационные партнеры