Государственная историко-культурная экспертиза объектов культурного наследия в Алтайском крае

 
Дата проведения: 9 апреля 2019 г., 14:00-15:00
Всего принятых вопросов: 14
Участники:
Урбах Александр Андреевич
Врио начальника управления государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края
 
 
 
Илья, Бийск
05.04.2019 12:02
Кто оплачивает проведение работ, подлежащих историко-культурной экспертизе?
Отвечает Урбах Александр Андреевич
Здравствуйте, Илья!

В соответствии с Федеральным законом от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», проведение работ, подлежащих историко-культурной экспертизе, оплачивает Заказчик (заинтересованное лицо) - это может быть как орган исполнительной власти, так и физическое либо юридическое лицо, являющиеся собственниками объектов культурного наследия или заказчиками земляных, строительных или иных работ на земельных участках, подлежащих хозяйственному освоению.
 
Ирина, Бобровка
05.04.2019 12:57
Здравствуйте, расскажите, как оформляется заключение историко-культурной экспертизы?
Отвечает Урбах Александр Андреевич
Здравствуйте, Ирина!

Заключение историко-культурной экспертизы оформляется в виде акта, в котором содержатся результаты исследований, проведенных экспертами. До принятия решения документ проходит общественное обсуждение (размещается на официальном сайте управления) и рассматривается Общественным Советом при управлении государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края.
 
Владимир, Белокуриха
05.04.2019 16:44
Здравствуйте, почему в Бийске не решается вопрос со старинными зданиями? Смотреть больно, как они разрушаются.
Отвечает Урбах Александр Андреевич
Здравствуйте Владимир!

Собственник объекта культурного наследия несет бремя его содержания в соответствии со ст. 210 ГК РФ и требованиями Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

На объекты культурного наследия в г. Бийске имеются охранные обязательства, которые находятся на исполнении у собственников. Ограничения (обременения) права собственности зарегистрированы в ЕГРП.

Управлением проводится работа по разъяснению положений законодательства в области охраны объектов культурного наследия, а также обязательных требований. В адрес собственников объектов культурного наследия направляются уведомления о необходимости проведения ремонтно-реставрационных работ и соблюдении требований законодательства в сфере охраны объектов культурного наследия, о порядке производства работ, составе документов, необходимых для получения в управления разрешительной документации. В случае неисполнения указанных требований управлением принимаются меры по принудительному исполнению собственниками возложенных законом обязательств, в том числе в судебном порядке.

Вопросы соблюдения собственниками объектов культурного наследия требований законодательства по сохранению, содержанию и использованию в надлежащем состоянии зданий-памятников находятся на контроле управления.

В г. Бийске проведены ремонтно-реставрационные работы на следующих объектах культурного наследия:
- «Дом Варвинских» (ул. Советская, 42, здание Бийского краеведческого музея);
- «Народный дом» (ул. Советская, 25, здание Бийского драматического театра);
- «Аптека Горбунова» (просп. Сергея Кирова, 11).

В рамках подготовки работ выполняется проектная документация по сохранению следующих объектов культурного наследия в г. Бийске:
- «Усадьба купца Ассанова» по ул. Ленина, 134,
- «Пассаж Клевцова» по ул. Льва Толстого, 119,
- «Здание, в котором была создана комсомольская организация г. Бийска» по ул. Гилева, 5.

 
Мария Олеговна, Барнаул
06.04.2019 10:04
В течение какого времени орган охраны объектов культурного наследия рассматривает предоставленное заключение историко-культурной экспертизы?

Отвечает Урбах Александр Андреевич
Здравствуйте, Мария Олеговна!

Орган охраны объектов культурного наследия в течение 45 рабочих дней со дня получения заключения экспертизы рассматривает его и прилагаемые к нему документы и материалы
 
Иван, село Романово
07.04.2019 11:21
Кто может стать экспертом историко-культурной экспертизы, какое нужно образование?


Отвечает Урбах Александр Андреевич
Здравствуйте, Иван!

Что бы стать экспертом необходимо:
- высшее и (или) послевузовское профессиональное образование по направлению (специальности), в исключительных случаях допускается среднее профессиональное или дополнительное образование по профилю экспертной деятельности;
- предшествующий стаж практической работы по профилю экспертной деятельности не менее 10 лет, стаж археологических полевых работ на основании разрешения, выдаваемого федеральным органом охраны объектов культурного наследия на основании заключения Российской академии наук и подтверждающего право на проведение одного из видов археологических полевых работ (открытый лист), должен составлять не менее 10 лет;
- знание международных актов и законодательства Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
- умение проводить необходимые исследования, оформлять по их результатам соответствующие документы и заключения экспертизы.
 
Сергей, г.Барнаул
08.04.2019 10:15

Где размещена информация об экспертах, аттестованных Минкультуры России по проведению государственной историко-культурной экспертизы?
Отвечает Урбах Александр Андреевич
Здравствуйте, Сергей!

Информация об аттестованных экспертах по проведению государственной историко-культурной экспертизы размещена на официальном сайте Минкультуры России в разделе "Министерство", "Департаменты", "Департамент контроля, надзора и лицензирования в сфере культурного наследия", подраздел "Аттестация экспертов по проведению государственной историко-культурной экспертизы" либо на сайте управления государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края.

 
Дмитрий, г. Бийск
08.04.2019 11:19
Сколько получают эксперты?

Отвечает Урбах Александр Андреевич
Здравствуйте, Дмитрий!

Размер оплаты историко-культурной экспертизы устанавливается договором, заключенным в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации между экспертом и заинтересованным органом государственной власти, органом местного самоуправления, юридическим или физическим лицом и определяется исходя из объема и сложности выполняемых экспертом работ.

Размер стоимости экспертизы определяется в соответствии с Положением о государственной историко-культурной экспертизе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2009 № 569, в отношении объектов культурного наследия федерального значения и Порядком определения размера оплаты государственной историко-культурной экспертизы в отношении объектов культурного наследия краевого значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения, выявленных объектов культурного наследия, объектов, представляющих собой историко-культурную ценность, объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, земельных участков, подлежащих хозяйственному освоению, утвержден постановлением Администрации Алтайского края от 23.03.2011 № 142.
 
Вячеслав Кондаков, ИА "Амител"
08.04.2019 16:34
Добрый день! Сейчас архитектурное сообщество обсуждает снос бывшей усадьбы купца Михайлова, где планируется возвести новое здание прокуратуры Алтайского края. Сейчас в историческом центре около 7-8 подобных объектов, которые не внесены в список культурного наследия, но имеют огромную историческую и архитектурную ценность. Не планирует ли ваше ведомства провести работу, что вернуть им такой статус и попытаться сохранить здание?


Отвечает Урбах Александр Андреевич
Здравствуйте Вячеслав!

Работа по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, за исключением объектов археологического наследия, осуществляется самостоятельно физическими и юридическими лицами.

Заявители предоставляют в Управление государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края:
- данные натурного обследования и фотофиксации объекта;
- документы и материалы (историко-архивные, библиографические и иные исследования) об историко-культурной ценности объекта с точки зрения архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, социальной культуры;
- заявление о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Для включения объекта в список вновь выявленных необходимо проведение государственной историко-культурной экспертизы, которая проводится по инициативе заинтересованного лица на основании заключенного договора, который является возмездным.

Управление государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского оказывает содействие заявителям по вопросу включения объектов в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Порядок проведения работ регламентирован приказом Министерства культуры Российской Федерации от 02.07.2015 № 1905.

В настоящее время в перечень вновь выявленных объектов культурного наследия Алтайского края включено 9 объектов. С перечнем можно ознакомиться на официальном сайте Алтайохранкультуры.
 
Антон, Барнаул
08.04.2019 16:36
Здравствуйте, меня интересует вопрос реставрации краснокирпичных дореволюционных зданий в Барнауле. Почему у нас в городе красный кирпич закрашивают каким-то слоем, из-за чего здания теряют свой исторический облик, больше похожи на новодел. Был в соседних городах сибирских: Омск, Томск, Новосибирск, Красноярск - нигде ничего подобного не делают. Везде возвращают, очищают кирпичу оригинальную фактуру, он же сам по себе красивый, не нужно его красить.
Пострадавшие здания у нас: магазин Красный, Интернациональная 74, Проспект Ленина 6, Короленко 51, Никитина 78.. и некоторые другие и сравните со зданиями, которых не коснулась такая "реставрация": М. Горького 30, Никитина 90 - насколько они более аутентично выглядят.
Хотелось бы более бережного отношения к памятникам, у нас их осталось совсем немного.
Спасибо.
Отвечает Урбах Александр Андреевич
Здравствуйте Антон!

Порядок проведения ремонтно-реставрационных работ на объектах культурного наследия определен статьей 45 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и статьей 15 закона Алтайского края от 12.05.2005 № 32-ЗС «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) в Алтайском крае».

Работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия – управлением государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края, и в соответствии с согласованной с ним проектной документацией при условии осуществления указанным органом контроля за проведением работ.

Сохранение объекта культурного наследия включает направленные на обеспечение физической сохранности объекта культурного наследия ремонтно-реставрационные работы, в том числе консервация объекта культурного наследия, ремонт памятника, реставрация памятника или ансамбля, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, а также научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научно-методическое руководство, технический и авторский надзор (ст. 40 ФЗ № 73).

К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии (постановление Правительства РФ от 19.04.2012 № 349) на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).

Работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся в соответствии с реставрационными нормами и правилами.
Физические и юридические лица, ведущие разработку проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, осуществляют научное руководство проведением работ по сохранению данного объекта, технический и авторский надзор за проведением работ на объекте культурного наследия до дня выполнения указанных работ.

Проектные решения по реставрации объектов культурного наследия, разработанные лицензированными организациями, проходят оценку государственной историко-культурной экспертизы. Экспертиза определяет соответствие проекта реставрации действующим нормам в сфере сохранения объекта культурного наследия.

Заключения государственной историко-культурной экспертизы с материалами, размещаются на официальном сайте управления государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края для общественного обсуждения. Предлагаем принимать активное участие в рассмотрении указанных документов, предоставлении в управление предложений и замечаний.
 
Вячеслав Кондаков, ИА "Амител"
08.04.2019 17:03
На какой стадии сейчас проект застройки бывшего стадиона "Локомотива"? Собственник объекта утверждает, что уже в ближайшее время, после подготовки всех документов, начнется застройка этой территории. Ваша позиция по данному вопросу.
Отвечает Урбах Александр Андреевич
Здравствуйте Вячеслав!

В октябре 2016 года вступила в действие статья 34.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», согласно которой действуют режимы защитных зон объектов культурного наследия, предусматривающие запрет строительства объектов капитального строительства и их реконструкции, связанной с изменением их параметров (высоты, количества этажей, площади) на территориях, прилегающих к объекту культурного наследия. В радиусе 100 метров от границ территории вышеназванного объекта культурного наследия строительство объектов капитального строительства запрещено. Кроме того, на земельном участке по адресу: г. Барнаул, просп. Строителей, 18 действуют режимы защитных зон объектов культурного наследия, расположенных на смежных земельных участках.

Комитет по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула и собственник земельного участка стадиона «Локомотив» проинформированы управлением о необходимости соблюдения требований законодательства.

Защитные зоны действуют до установления зон охраны объектов культурного наследия, разрабатываемых для дальнейшего сохранения таких объектов в их историко-культурной среде. В настоящее время собственником разрабатывается проект зон охраны объекта культурного наследия, который должен быть выполнен на основе историко-культурных исследований и оценки существующей градостроительной ситуации с целью определения потенциальных возможностей использования земельных участков, прилегающих к территории памятника. Режим использования земельного участка и градостроительные регламенты в границах зон охраны должны предусматривать возможность ведения хозяйственной деятельности без ущерба для объекта культурного наследия. Любое новое строительство должно грамотно вписываться в историческую среду объекта культурного наследия.

 
Дмитрий, Барнаул
09.04.2019 09:52
Где можно увидеть границы защитной зоны объекта культурного наследия в городе Барнауле? Есть ли ресурс в интернете с этой информацией? Регламентируется ли Градостроительным кодексом РФ свободный доступ к такой информации?
Отвечает Урбах Александр Андреевич
Здравствуйте Дмитрий!

Статьей 34.1 Федерального закона «Об объектах культурного наследия» установлены защитные зоны объектов культурного наследия.

В соответствии с Градостроительным кодексом РФ положение о территориальном планировании, содержащееся в генеральном плане, включает в себя сведения о видах, назначении и наименованиях планируемых для размещения объектов местного значения поселения, городского округа, их основные характеристики, их местоположение, а также характеристики зон с особыми условиями использования территорий.

Материалы по обоснованию генерального плана в виде карт отображают в том числе: территории объектов культурного наследия и зоны с особыми условиями использования территорий.

В настоящее время в проекте нового генерального плана г. Барнаула отображены защитные зоны объектов культурного наследия. Данный документ размещен на сайте комитета по строительству и архитектуре города Барнаула.
 
Скалон НАдежда Юрьевна, Алтапресс
09.04.2019 12:22
Уважаемый Александр Андреевич, я знаю, что Вам известен спор жителей села Селиверстово Волчихинского района по поводу памятника погибшим в годы Великой Отечественной войны в 1941-45 годах. Там после капремонта установили новые мемориальные плиты, и на них единым списком разместили и фамилии  тех, кто погиб в войну, и тех, кто вернулся и умер в мирное время. И три фамилии исключены из списка (двое из другого села). Не всем из местных жителей  это понравилось. Первый мой вопрос: такое изменение объекта культурного наследия  правомерно (с учетом наименования памятника - погибшим в 1941-1945 гг)? И второй вопрос: Вы долгое время проработали в местном самоуправлении, знаете, каким могут быть болезненными решения в этой сфере. Как бы Вы тогда  по-человечески помогли бы разрешить такой конфликт односельчан?
Отвечает Урбах Александр Андреевич
Здравствуйте Надежда Юрьевна!

Разъясняем, что согласование списка имен погибших на фронтах Великой Отечественной войны с органом охраны объектов культурного наследия законом не предусмотрено.

Указом Президента РФ от 22.01.2006 № 37 вопросы увековечения памяти погибших при защите Отечества возложены на Министерство обороны Российской Федерации полномочия по увековечению памяти погибших при защите Отечества.

По информации Администрации Селиверстовского сельсовета Волчихинского района список имен фронтовиков, погибших во время Великой Отечественной войны, формировался по имеющимся документальным материалам: книга Памяти Алтайского края, список фронтовиков, вернувшихся в ВОВ, опубликованный в районной газете «Наши вести» в 2010 году, похозяйственная книга 1941-1945 годов.

На Ваш довод о несогласованной с органом охраны объектов культурного наследия утилизации мемориальной доски объекта культурного наследия регионального значения «Памятник павшим в годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945 гг.)» разъясняем, что специальный порядок утилизации для демонтированных частей мемориала законодательством не предусмотрен.

Нарушений законодательства в области охраны объектов культурного наследия не установлено.

 
Элина, Барнаул, корреспондент "Политсибру"
09.04.2019 13:00
1. Судьба барнаульского стадиона «Локомотив», которые долгие года имел статус памятника истории и культуры, остается до сих пор неоднозначной. Скажите, пожалуйста, на данный момент стадион подлежит государственной охране и по-прежнему является объектом культурного наследия? Или мы можем его рассматривать в обозримом будущем, как жилой квартал?
2.Какие в Барнауле есть еще здания, которые не включены в реестр памятников культуры, но имеют архитектурную ценность? Другими словами, какие есть еще проблемные объекты, которые ранее находились под охраной государства, а теперь по каким-то причинам сняты с учета?
3. Еще одной «горячей точкой» на карте исторического центра Барнаула стал перекресток улицы Партизанской и проспекта Социалистического. Там была расположена усадьба купца Михайлова, здание построено в начале XX века и представляет историческую и даже архитектурную ценность. Увы, на её месте прокуратура края намерена построить свой офис. Работы по демонтажу уже начались. Намерена ли Алтайохранкультура принять меры по сохранению здания?
4.«Забракованный» Минкультом РФ проект охранных зон бывшего Барнаульского сереброплавильного завода откорректировали и уже направили обратно на согласование, когда ожидается ответ или этот проект «завис»? Как считаете, что смутило федеральных экспертов в барнаульском проекте планировки? Если он будет удобрен экспертами из Москвы, когда начнется процесс проектирования «Спички»?
Отвечает Урбах Александр Андреевич
Здравствуйте, Элина!

1. На земельном участке по адресу: г. Барнаул, пр. Строителей, 18 расположен объект культурного наследия (памятник) «Стадион», который принят на государственную охрану постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания от 01.03.1999 № 60 «Об утверждении списка вновь выявленных памятников истории и культуры Алтайского края» и в силу ч. 3 ст. 64 Закона включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия в качестве объекта регионального значения. Здание восточной трибуны памятника «Стадион», декоративное оформление главного фасада и конструктивные элементы составляют предмет охраны.

Название объекта культурного наследия (памятника) может не совпадать с наименованием объекта недвижимости. В данном случае памятник «Стадион» зарегистрирован в едином государственном реестре объектов градостроительной деятельности, в том числе по кадастровому паспорту, в то время как комплекс стадиона «Локомотив» - сложная вещь единого функционального назначения, в который как раз входит указанная трибуна.

Поскольку до настоящего времени не утверждены зоны охраны объекта культурного наследия «Стадион» по пр. Строителей, 18 в г. Барнауле, в настоящее время на данный объект распространяются защитные зоны, установленные ст. 34.1 Закона.
Исходя из ч. 6 ст. 34.1 Закона защитные зоны действуют до установления зон охраны в установленном законом порядке (состав зон охраны определяется разработанным проектом, получившим положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы).

Проект предоставляется на согласование в управление государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края исключительно при наличии полного пакета документов.

До настоящего времени проект зон охраны объекта культурного наследия «Стадион», положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы и иные предусмотренные законодательными актами документы по нему в управление не предоставлялись и не рассматривались.

При отсутствии согласованного проекта сказать о возможности проведения строительных работ в зонах охраны объекта культурного наследия не возможно.

В настоящее время собственником объекта культурного наследия разрабатывается проект зон охраны объекта культурного наследия, который должен быть выполнен на основе историко-культурных исследований и оценки существующей градостроительной ситуации с целью определения потенциальных возможностей использования земельных участков, прилегающих к территории памятника. Режим использования земельного участка и градостроительные регламенты в границах зон охраны должны предусматривать возможность ведения хозяйственной деятельности без ущерба для объекта культурного наследия. Любое новое строительство должно грамотно вписываться в историческую среду объекта культурного наследия.


2,3. Работа по выявлению объектов, обладающих признаками объекта культурного наследия, за исключением объектов археологического наследия, осуществляется самостоятельно физическими и юридическими лицами. Заявители предоставляют в управление государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского края:
- данные натурного обследования и фотофиксации объекта;
- документы и материалы (историко-архивные, библиографические и иные исследования) об историко-культурной ценности объекта с точки зрения архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, социальной культуры;
- заявление о включении объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия, в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Для включения объекта в список вновь выявленных необходимо проведение государственной историко-культурной экспертизы, которая проводится по инициативе заинтересованного лица на основании заключенного договора, который является возмездным.

Управление государственной охраны объектов культурного наследия Алтайского оказывает содействие заявителям по вопросу включения объектов в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Порядок проведения работ регламентирован приказом Министерства культуры Российской Федерации от 02.07.2015 № 1905.

В настоящее время в перечень вновь выявленных объектов культурного наследия Алтайского края включено 9 объектов. С перечнем можно ознакомиться на официальном сайте Алтайохранкультуры.

Относительно вопроса исключения в 2006 году зданий из списка памятников истории и культуры, включая здания в составе комплекса «Усадьба городская» по ул. Партизанской, 97 в г. Барнауле, информируем. На основании экспертного заключения, подписанного ведущими архитекторами и учеными Алтайского края, специалистами НПЦ «Наследие» и согласованного с Министерством культуры Российской Федерации ряд зданий исключены из числа объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Алтайского края постановлением Алтайского краевого Совета народных депутатов от 03.10.2006 № 481. В настоящее время данное постановление является действующим. Решение было принято в рамках действовавшего на тот момент законодательства по охране объектов культурного наследия с подготовкой всех необходимых документов.

В полномочия Алтайохранкультуры не входит оценка законности принятого Алтайским краевым Советом народных депутатов постановления об исключении зданий из Списка памятников истории и культуры Алтайского края.


4. Проект зон охраны объекта культурного наследия федерального значения «Комплекс сооружений сереброплавильного завода» находится в стадии согласования с Министерством культуры Российской Федерации. Решение по данному проекту министерством до настоящего времени не принято.
Проект планировки территории является документом территориального планирования и выполняется в соответствии с требования градостроительного законодательства. Проект зон охраны объектов культурного наследия разрабатывается в соответствии с требования законодательства в области охраны объектов культурного наследия и не включает проект планировки. Это разные документы.
 
Степан, Барнаул
09.04.2019 13:59
Уважаемый Александр Андреевич!
Кто по фамилии и должности, и по каким критериям принял решение по отнесению фасада стадиона "Локомотив" к памятникам архитектуры?  Почему "памятник" в таком неприглядном состоянии?
Отвечает Урбах Александр Андреевич
Здравствуйте Степан!

Объект культурного наследия регионального значения «Стадион», расположенный по адресу: Алтайский край, г. Барнаул, просп. Строителей, 18, поставлен на государственную охрану постановлением Алтайского краевого Законодательного Собрания от 28.12.1994 № 169, приказом Министерства культуры Российской Федерации от 16.10.2015 № 9560-р объект зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (№ 221410128910005).

Управлением согласована стадия «Эскизный проект» научно-проектной документации «Реставрация и приспособление объекта - здание трибун стадиона «Локомотив», выполненной ООО «Творческая мастерская архитектора А.Ф. Деринга «Классика», получившей положительное заключение государственной историко-культурной экспертизы.
Видео
Телеканал «Катунь 24»

Фоторепортаж
Пресса
Алтайская правда

  • Сайты
  • Информационные партнеры