"Об утверждении положения о природном парке краевого значения "Ая"



 

Администрация Алтайского края

 Постановление

 от 30 июля 2008 г. N 306

 

Об утверждении положения о природном парке

краевого значения "Ая"

 

В соответствии с законом Алтайского края от 18.12.1996 N 60-ЗС "Об особо охраняемых природных территориях в Алтайском крае" постановляю:

1. Утвердить прилагаемое Положение о природном парке краевого значения "Ая".

2. Признать утратившим силу пункт 2 постановления Администрации края от 24.06.2003 N 315 "Об образовании природного парка краевого значения "Ая".

3. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя Губернатора Алтайского края, начальника Главного управления экономики и инвестиций Алтайского края Щетинина М.П.

 

Губернатор

Алтайского края

А.Б.КАРЛИН

 

 

 

 

 

Утверждено

Постановлением

Администрации края

от 30 июля 2008 г. N 306

 

Положение

о природном парке краевого значения "Ая"

 

I. Общие положения

 

1. Настоящее Положение о природном парке краевого значения "Ая" в Алтайском районе (далее - "природный парк") разработано в соответствии с Федеральным законом от 14.03.1995 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", законом Алтайского края от 18.12.1996 N 60-ЗС "Об особо охраняемых природных территориях в Алтайском крае" с учетом экологических и рекреационных особенностей Алтайского района.

2. Природный парк - природоохранное рекреационное учреждение, находящееся в ведении Алтайского края, территория (акватория) которого включает в себя природные комплексы и объекты, имеющие значительную экологическую и эстетическую ценность и предназначенные для использования в природоохранных, просветительских и рекреационных целях.

3. Территория природного парка состоит из лесов, сельскохозяйственных угодий, болот и водоемов.

Общая площадь территории природного парка составляет 1879,67 га.

4. Границы природного парка "Ая" проходят: на юге - от подвесного моста через реку Катунь в западном направлении по левому берегу реки Катуни до питомника, расположенного южнее бывшего села Нижняя Устюба, далее - до места впадения реки Устюбы в реку Катунь. На западе - по левому берегу реки Устюбы, далее - в северо-восточном направлении по южной стороне автомобильной дороги "Алтайское - Ая - Нижнекаянча", огибая с восточной стороны бывшее село Нижняя Устюба. Далее - в северо-восточном направлении по землям фонда перераспределения Алтайского района до контура каменистого пастбища, далее - в юго-восточном направлении до околка, расположенного на землях СПК "Айский". На севере - в восточном направлении до ручья, далее - вдоль ручья до пересечения с проселочной дорогой. Далее - в юго-восточном направлении вдоль проселочной дороги до болота Пучина, далее - вдоль северной границы болота Пучина, далее - по границе между паевыми землями СПК "Айский" и землями фонда перераспределения Алтайского района по полевой дороге до поселка Катунь. На востоке - в южном направлении с западной стороны автомобильной дороги "Алтайское - Ая - Нижнекаянча", далее - по границе поселка Катунь с южной стороны, далее - по левому берегу реки Катуни до подвесного моста через нее.

5. Природный парк создан без изъятия земельных участков у собственников, землевладельцев и землепользователей.

6. Территория природного парка учитывается при разработке планов социально-экономического развития Алтайского района, схемы территориального планирования Алтайского района, схемы землеустройства и при лесоустройстве.

7. Срок действия природного парка - бессрочный.

8. Природный парк находится в ведении Алтайского края.

9. Управление природным парком осуществляется дирекцией - краевым государственным учреждением "Природный парк "Ая", действующим на основании Устава.

 

II. Цель и задачи создания природного парка

 

10. Основной целью создания природного парка является охрана и восстановление природных ресурсов, организация их использования в рекреационных, оздоровительных и эколого-просветительских целях.

11. На природный парк возлагаются следующие задачи:

сохранение природной среды, уникальных и эталонных природных ландшафтов, объектов растительного и животного мира;

создание условий для регулируемого отдыха и туризма и сохранение рекреационных ресурсов;

разработка и внедрение эффективных методов охраны природы и поддержание экологического баланса в условиях рекреационного использования территории природного парка;

осуществление постоянного мониторинга состояния озера Ая и других экосистем природного парка;

экологическое просвещение и воспитание населения.

 

III. Режим особой охраны территории природного парка

 

12. В зависимости от экологической и рекреационной ценности природных участков на территории природного парка устанавливаются дифференцированные режимы природопользования и особой охраны.

На территории природного парка выделяются следующие функциональные зоны:

особо охраняемая зона обладает условиями для сохранения наиболее ценных природных комплексов и объектов при строго регулируемом хозяйственном и рекреационном их использовании. Особо охраняемая зона составляет 30% территории природного парка и включает надпойменные террасы реки Катунь с березово-сосновыми лесами, подножие скалистого гребня с кустарниковой и луговой растительностью, южный склон гребня с закустаренными степями, каменистыми осыпями и скальными выступами, участок вершины и северных склонов скалистого гребня от скалы Чертов палец до села Устюба, а также земли в границах озера Ая и юго-западный склон скалистого гребня;

зона регулируемого рекреационного использования обладает условиями для осмотра достопримечательностей природного парка и кратковременного отдыха в нем. Эта зона составляет 20% территории природного парка и включает туристические маршруты, проходящие по скале Чертов палец и по скалистому гребню до села Устюба, березовые леса в окрестностях озера Ая, конный маршрут, пролегающий у подножья скалистого гребня до села Устюба, береговые отмели реки Катуни, пригодные для отдыха и купания, дубово-еловые участки леса на протяжении 3 км от подвесного моста через реку Катунь по дороге "Ая - Нижнекаянча";

зона обслуживания посетителей обладает условиями для комфортного отдыха, размещения гостиниц, палаточных лагерей и иных объектов туристического сервиса, культурного и информационного обслуживания посетителей. Эта зона составляет 10% площади природного парка и включает территории существующих и планируемых туристических баз и комплексов, участок для прогулок у подвесного моста, а также окрестности здравницы "Ая", предприятия общественного питания, торговли, палаточные лагеря;

коммунально-хозяйственная зона, в пределах которой осуществляется хозяйственная деятельность, необходимая для функционирования туристической и гостиничной инфраструктуры, составляет 3% площади природного парка и включает территории, на которых располагаются очистные сооружения, водонапорная башня, другие объекты жилищно-коммунального хозяйства, проживает обслуживающий персонал туристических комплексов;

агрохозяйственная зона (зона традиционного землепользования), где осуществляется хозяйственная деятельность, необходимая для обеспечения местного населения: заготовка сена, выпас скота, выращивание сельскохозяйственной продукции, пчеловодство, рыболовство, рыбоводство и прочее. Эта зона составляет 37% территории природного парка и включает сенокосы, пашни и пастбища.

13. На территории природного парка запрещается любая деятельность, влекущая за собой изменение исторически сложившегося природного ландшафта, снижение или уничтожение экологических, эстетических и рекреационных качеств его территории, в том числе:

на территории зоны регулируемого рекреационного использования:

1) изыскательские работы и разработка месторождений полезных ископаемых, за исключением необходимых для обеспечения деятельности природного парка, с обязательной государственной экологической экспертизой проектов планируемых работ;

2) проведение сплошных рубок лесных насаждений;

3) деятельность, влекущая за собой изменение гидрологического режима;

4) движение транспортных и иных средств вне дорог общего пользования без разрешения дирекции природного парка, за исключением проезда работников лесного хозяйства, а также должностных лиц государственных органов, наделенных в соответствии с действующим законодательством полномочиями по беспрепятственному доступу на территорию при осуществлении служебной деятельности;

5) стоянка транспорта вне специально отведенных для этого мест;

6) мойка автотранспортных средств и других механизмов в водных объектах и на их берегах;

7) применение токсичных химических препаратов в качестве удобрений, а также для борьбы с вредителями, болезнями растений, сорняками и для регулирования численности животных;

8) интродукция растений и животных в целях их акклиматизации;

9) загрязнение территории бытовыми и производственными отходами и мусором;

10) разведение огня вне специально отведенных для этого мест;

11) установка палаточных лагерей и прокладка троп в местах, не согласованных с дирекцией природного парка;

12) уничтожение и повреждение аншлагов, других информационных знаков и стендов природного парка, а также оборудованных мест отдыха;

13) заготовка лекарственно-технического сырья, грибов и дикорастущих ягод в промышленных масштабах;

на территории зоны обслуживания посетителей:

1) деятельность, влекущая за собой изменение гидрологического режима;

2) стоянка транспорта вне специально отведенных для этого мест;

3) применение токсичных химических препаратов в качестве удобрений, а также для борьбы с вредителями, болезнями растений, сорняками и для регулирования численности животных;

4) интродукция растений и животных в целях их акклиматизации;

5) загрязнение территории бытовыми и производственными отходами и мусором;

6) разведение огня вне специально отведенных для этого мест;

7) установка палаточных лагерей и прокладка троп в местах, не согласованных с дирекцией природного парка;

8) уничтожение и повреждение аншлагов, других информационных знаков и стендов природного парка, а также оборудованных мест отдыха;

на территории коммунально-хозяйственной зоны:

1) изыскательские работы и разработка месторождений полезных ископаемых, за исключением необходимых для обеспечения деятельности природного парка, с обязательной государственной экологической экспертизой проектов планируемых работ;

2) проведение сплошных рубок лесных насаждений;

3) деятельность, влекущая за собой изменение гидрологического режима;

4) складирование производственных и бытовых отходов, а также горюче-смазочных материалов;

5) любые виды хозяйственной деятельности, противоречащие требованиям санитарных правил и норм, а также действующих стандартов в области охраны окружающей природной среды;

на территории агрохозяйственной зоны:

1) применение токсичных химических препаратов в качестве удобрений, а также для борьбы с вредителями, болезнями растений, сорняками;

2) сжигание сухих листьев и травы, проведение сельскохозяйственных палов;

3) изыскательские работы и разработка месторождений полезных ископаемых, за исключением необходимых для обеспечения деятельности природного парка, с обязательной государственной экологической экспертизой проектов планируемых работ;

4) временное расширение границ выпасов и сенокосов без согласования с дирекцией природного парка;

на территории зоны особой охраны природного парка дополнительно к ограничениям, установленным для остальных зон, запрещается:

1) размещение хозяйственных, промышленных и жилых объектов, строительство дорог, путепроводов, линий электропередач и прочих коммуникаций;

2) нарушение почвенного покрова и обнажений горных пород;

3) все виды лесопользования, сенокошение, пастьба скота, сбор и заготовка лекарственных растений, прочего растительного сырья и иные нарушения растительного покрова;

4) движение транспортных и иных средств вне дорог общего пользования, за исключением проезда работников лесного хозяйства, а также должностных лиц государственных органов, наделенных в соответствии с действующим законодательством полномочиями по беспрепятственному доступу на территорию при осуществлении служебной деятельности;

5) все виды охоты, рыбной ловли, отлов животных;

6) посещение лиц с домашними животными в период кладки и гнездования птиц.

14. Дирекция природного парка вправе вводить временные ограничения на природопользование, хозяйственную деятельность и посещение людьми отдельных участков.

15. Режим использования водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы на территории природного парка определяется в соответствии с действующим законодательством.

16. С дирекцией природного парка согласовываются вопросы социально-экономической деятельности юридических лиц, расположенных на территории природного парка, а также проекты развития населенных пунктов.

17. Собственники, владельцы, пользователи земельных участков, которые расположены в границах природного парка "Ая", а также иные юридические и физические лица обязаны соблюдать установленный в нем режим и несут за его нарушение административную, уголовную и иную установленную законодательством ответственность.

 

IV. Охрана территории природного парка

 

18. Охрана территории природного парка осуществляется государственным органом, в ведении которого он находится, в порядке, предусмотренном законодательством.

19. Контроль за соблюдением режима особой охраны природного парка осуществляется управлением природных ресурсов и охраны окружающей среды Алтайского края.

20. К охране территории природного парка могут привлекаться работники правоохранительных органов, общественные природоохранные организации, члены добровольных народных дружин.

 

V. Финансирование природного парка

 

21. Финансирование природного парка осуществляется за счет следующих средств:

краевого бюджета;

научной, рекреационной, рекламно-издательской и иной деятельности, не противоречащей задачам природного парка;

возмещения ущерба, причиненного в результате деятельности физических и юридических лиц;

средств, полученных в порядке безвозмездной помощи от физических и юридических лиц, в том числе иностранных граждан и международных организаций.

 

VI. Порядок реорганизации и ликвидации природного парка

 

22. Реорганизация и ликвидация природного парка осуществляется в соответствии с действующим законодательством с учетом материалов комплексного экологического обследования его территории, прошедших государственную экологическую экспертизу.

 


Вернуться к списку

Дата публикации: 30.07.2008 г.
Дата изменения: 26.04.2010 г.


Фоторепортаж


  • Сайты
  • Информационные партнеры