Алтайский край - в группе регионов, где совершенствуют условия развития бизнеса

Тема:   Реализация майских Указов Президента в Алтайском крае

Дешевых Евгений Витальевич
Все мнения эксперта
Дешевых Евгений Витальевич
Начальник управления Алтайского края по развитию предпринимательства и рыночной инфраструктуры

Задачи по улучшению условий ведения предпринимательской деятельности в майских Указах Президента Российской Федерации затрагивают целый комплекс вопросов в области государственного регулирования малого и среднего бизнеса, подготовки кадров, финансовой поддержки, институтов защиты хозяйствующих субъектов. Их выполнение должно обеспечить эффективное и качественное взаимодействие власти и бизнеса в проектах государственного частного партнерства, снижение неоправданных, в первую очередь, с экономической точки зрения административных барьеров, а также способствовать инвестиционной активности малых и средних предприятий.

Безусловно, заглавными исполнителями основного блока задач выступают федеральные ведомства, регламентирующие политику государства в области поддержки и развития предпринимательства. При этом реальная картина изменений условий для бизнеса во многом зависит от того, как данные задачи будут выполняться на местах.

Что сделано и делается у нас, в Алтайском крае, в части улучшения условий для малого и среднего предпринимательства?

Во-первых, нужно понимать, что значительная часть вопросов и проблем в этой области являются системными. Решить их одномоментно сложно и практически невозможно. Поэтому, если определять характер нашей работы, его можно обозначить, как последовательный, комплексный, совместный  - с участием органов власти и бизнес-сообщества.

Так, в этом году в рамках деятельности межведомственной комиссии по устранению административных барьеров в развитии предпринимательства разработан  проект «дорожной карты» «Улучшение предпринимательского климата в сфере строительства в Алтайском крае». Основой для регионального плана послужил аналогичный федеральный план. Документ предусматривает осуществление комплекса мер, направленных на создание единой информационной базы данных  земельных участков под строительство; утверждение регламентов согласовательных и разрешительных процедур в этой области; а также сокращение количества разрешительных процедур и времени на их прохождение.  Проект был одобрен на заседании межведомственной комиссии по устранению административных барьеров в развитии предпринимательства и в настоящее время проходит процедуры согласования для  утверждения Губернатором Алтайского края.

Также мы практически завершили формирование института уполномоченного по защите прав предпринимателей. Создана соответствующая нормативная правовая база, указом Губернатора Алтайского края назначен региональный омбудсмен. Им стал Павел Аркадьевич Нестеров, и он уже приступил к выполнению своих обязанностей в новом статусе. Сейчас зарегистрирован рабочий аппарат уполномоченного, работает его общественная приемная.

В части достаточно значимого для развития предпринимательских проектов вопроса по расширению доступа  субъектов бизнеса к финансово-кредитным ресурсам.  Напомню, у нас в регионе в числе первых субъектов страны были созданы гарантийный фонд и фонд микрозаймов.  В настоящее время представительства Алтайского фонда микрозаймов созданы и работают в 14 муниципальных образованиях края, позволяя получить кредитную поддержку непосредственно в месте ведения бизнеса.

Нововведениями в деятельности Алтайского гарантийного фонда в этом году стала возможность подать и согласовать заявку на получение поручительства перед банками в электронном формате. Причем для предприятий реального сектора экономики поручительство фонда может составлять 25 млн рублей. В перспективе мы рассматриваем возможность предоставления поручительств фонда при осуществлении предпринимателями лизинговых операций.

Считаю, важным событием в развитии региональной системы  поддержки предпринимательства стало создание Центра координации поддержки экспортноориентированных субъектов малого и среднего бизнеса. Деятельность центра нацелена на комплексное информационно-консультационное сопровождение компаний края при совершении экспортных операций, организации деловых поездок за границу. Кроме того, деятельность центра, по нашим оценкам, будет способствовать инвестиционной активности наших предприятий, продвижению их продукции на зарубежные рынки.

Значительный комплекс мер по созданию благоприятных условий для развития предпринимательства определен в проекте Стратегии развития малого и среднего предпринимательства на период до 2025 года. Разработка этого документа велась управлением с участием представителей органов власти и бизнес-сообщества в течение этого года. Она представляет собой долгосрочный план действий органов исполнительной власти края, местного самоуправления, общественных объединений предпринимателей края по развитию малого и среднего бизнеса как одного из факторов реализации экономического и социального потенциала Алтайского края.  Есть все основания именно так оценивать сектор малого и среднего бизнеса.

По данным официальной статистики, край находится на 2-м месте в Сибирском федеральном округе по уровню затрат малых компаний на технологические инновации, на 3-м в Сибирском федеральном округе и 15-м месте в России по количеству малых (включая микро-) предприятий, на 16-м месте в Российской Федерации по количеству субъектов предпринимательства в расчете на 1 тысячу человек населения.

Лидирующие позиции Алтайского края констатируют и независимые эксперты. Банк России, проанализировавший условия для развития бизнеса в субъектах Российской Федерации, отнес Алтайский край к группе регионов, совершенствующих условия для осуществления предпринимательской деятельности. Это следующая за 12-ю «субъектами - лидерами» позиция. Всего в рамках исследования было выделено четыре группы регионов по степени благоприятности предпринимательского климата.

Деятельность малого и среднего бизнеса оказывает существенное влияние на социально-экономическое развитие края. В 2012 году доля продукции, произведенной предпринимателями, в общем объеме валового регионального продукта составила 24%. Оборот малых и средних предприятий в общем обороте организаций достиг 46,1%. Консолидированный бюджет края на 22% сформирован за счет поступлений от субъектов предпринимательства. Малый и средний бизнес обеспечивает 43,3% занятости населения региона. Предприятиями данного сектора привлечено 22% от общего объема инвестиций в основной капитал организаций края. Большинство названных индикаторов характеризуется динамикой поступательного роста.

В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Алтайского края до 2025 года одним из основных условий укрепления гибкости, адаптивности, мобильности всех структурных элементов и основных агентов алтайской экономики является наращивание слоя малых и средних предприятий, увеличение в них доли инновационно активных. Данная задача коррелируется с задачами, обозначенными в «майских» Указах Президента страны по созданию и модернизации рабочих мест, увеличению доли продукции высокотехнологичных и наукоемких отраслей экономики в валовом внутреннем продукте. В частности, к 2025 году результатом реализации Стратегии должен стать рост доли инновационно активных малых предприятий в их общем числе до 20% и более. Также  прогнозными показателями мы рассматриваем увеличение удельного веса занятых в малом и среднем предпринимательстве края до 60% от численности занятых в экономике (2012 г. – 43,3%); увеличение до 30% удельного веса продукции, произведенной малыми предприятиями, в общем объеме валового регионального продукта (2012 г. – 17%); увеличение оборота малых предприятий товаропроизводящих отраслей на душу населения до 78% к соответствующему среднероссийскому показателю (2012 г. – 68,3%).


Справка по теме
Вернуться к теме


Фоторепортаж


  • Сайты
  • Информационные партнеры