Закон Алтайского края «Об образовании в Алтайском крае»

Обсуждение открыто до 28 апреля

ПРОЕКТ

АЛТАЙСКИЙ КРАЙ

ЗАКОН

ОБ ОБРАЗОВАНИИ В АЛТАЙСКОМ КРАЕ

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Закона

1. Предметом регулирования настоящего Закона являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование (далее – отношения в сфере образования) на территории Алтайского края.

2. Настоящий Закон устанавливает правовые, организационные и экономические особенности функционирования системы образования в Алтайском крае, определяет полномочия органов государственной власти Алтайского края в сфере образования, основные принципы развития системы образования Алтайского края, определяет правовое положение участников отношений в сфере образования.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Законе

В настоящем Законе используются основные понятия, установленные Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Статья 3. Правовое регулирование отношений в сфере образования в Алтайском крае

Правовое регулирование отношений в сфере образования в Алтайском крае осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, содержащими нормы, регулирующие отношения в сфере образования.

Законодательство Алтайского края в сфере образования состоит из Устава (Основного Закона) Алтайского края, настоящего Закона, принимаемых в соответствии с ним других законов и иных нормативных правовых актов органов государственной власти Алтайского края.

Статья 4. Органы государственной власти Алтайского края, осуществляющие государственное управление системой образования

Законодательное регулирование сферы образования осуществляет Алтайское краевое Законодательное Собрание в соответствии с полномочиями, определенными федеральным законодательством, Уставом (Основным Законом) Алтайского края.

Государственное управление системой образования в Алтайском крае осуществляют Администрация Алтайского края, Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края в соответствии с полномочиями, определенными федеральным законодательством, Уставом (Основным Законом) Алтайского края и иными законами Алтайского края, иными нормативными правовыми актами Алтайского края.

Статья 5. Система образования в Алтайском крае

1. Система образования Алтайского края является частью системы образования Российской Федерации.

2. Развитие системы образования в Алтайском крае основывается на следующих принципах:

1) обеспечение права каждого человека на образование в течение всей жизни в соответствии с потребностями личности, недопустимость дискриминации в сфере образования;

2) доступность качественного образования в различных организациях, осуществляющих образовательную деятельность на территории Алтайского края;

3) обеспечение воспитания, способствующего становлению нравственных идеалов и ценностей, уважению к правам и свободам человека, направленность на развитие индивидуальности человека;

4) обеспечение единства федерального, регионального и муниципального образовательного пространства;

5) защита и развитие этнокультурных особенностей и традиций народов, проживающих на территории Алтайского края;

6) информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций.

3. Инфраструктуру системы образования Алтайского края составляют:

1) государственные образовательные организации Алтайского края, муниципальные образовательные организации;

2) осуществляющие образовательную деятельность научные организации, организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, организации, осуществляющие лечение, оздоровление и (или) отдых, организации, осуществляющие социальное обслуживание, психолого-медико-социальное сопровождение, иные юридические лица и индивидуальные предприниматели;

3) организации, осуществляющие научно-методическое, методическое, ресурсное и информационно-технологическое обеспечение образовательной деятельности и управления системой образования, оценку качества образования.

В инфраструктуру системы образования в Алтайском крае могут входить: библиотеки, столовые, общежития, спортивные сооружения и другие организации и объекты, обеспечивающие функционирование системы образования.

Статья 6. Полномочия Алтайского краевого Законодательного Собрания в сфере образования

К полномочиям Алтайского краевого Законодательного Собрания в сфере образования относятся:

1) принятие законов Алтайского края и нормативных правовых актов Алтайского краевого Законодательного Собрания в сфере образования;

2) утверждение краевого бюджета в части расходов на образование в Алтайском крае;

3) иные полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Статья 7. Осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области образования, переданных органам государственной власти Алтайского края

1. К полномочиям Российской Федерации в сфере образования, переданным для осуществления органам государственной власти Алтайского края (далее также - переданные полномочия), относятся следующие полномочия:

1) государственный контроль (надзор) в сфере образования за деятельностью организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Алтайского края (за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»), а также органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования на соответствующей территории;

2) лицензирование образовательной деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих образовательную деятельность на территории Алтайского края (за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»);

3) государственная аккредитация образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Алтайского края (за исключением организаций, указанных в пункте 7 части 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»);

4) подтверждение документов об образовании и (или) о квалификации.

2. Финансовое обеспечение осуществления переданных полномочий, за исключением полномочий, указанных в части 10 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета, а также в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации на указанные цели не менее, чем в размере планируемых поступлений в бюджет Алтайского края от уплаты государственной пошлины, связанной с осуществлением переданных полномочий и зачисляемой в бюджет субъекта Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

3. Средства на осуществление переданных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

Статья 8. Полномочия Администрации Алтайского края в сфере образования

1. К полномочиям Администрации Алтайского края в сфере образования относятся:

1) разработка и реализация региональных программ развития образования с учетом региональных, социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей Алтайского края;

2) создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций Алтайского края, осуществление функций и полномочий учредителей образовательных организаций Алтайского края;

Пункт 3 части 1 статьи 8 вступает в силу с 1 января 2014 года.

3) обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти Алтайского края;

4) организация предоставления общего образования в государственных образовательных организациях Алтайского края;

5) создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в государственных образовательных организациях Алтайского края;

Пункт 6 части 1 статьи 8 вступает в силу с 1 января 2014 года.

6) финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, посредством предоставления указанным образовательным организациям субсидий на возмещение затрат, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, указанными в пункте 3 настоящей части;

7) организация предоставления на конкурсной основе высшего образования в образовательных организациях высшего образования Алтайского края;

8) финансовое обеспечение деятельности краевых организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

9) организация предоставления среднего профессионального образования, включая обеспечение государственных гарантий реализации права на получение общедоступного и бесплатного среднего профессионального образования;

10) организация предоставления дополнительного образования детей в государственных образовательных организациях Алтайского края;

11) организация предоставления дополнительного профессионального образования в государственных образовательных организациях Алтайского края;

12) финансовое обеспечение деятельности организаций дополнительного профессионального образования, реализующих дополнительные профессиональные программы, включенных в краевой реестр дополнительных профессиональных программ по результатам конкурсного отбора на основе широкой общественно-профессиональной экспертизы;

13) организация обеспечения муниципальных образовательных организаций и образовательных организаций Алтайского края учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и учебными пособиями, допущенными к использованию при реализации образовательных программ;

14) обеспечение осуществления мониторинга в системе образования на уровне Алтайского края;

15) организация предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации;

16) проведение аттестации в целях установления квалификационной категории педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность и находящихся в ведении Алтайского края, педагогических работников муниципальных и частных организаций;

17) обеспечение получения профессионального обучения обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (с различными формами умственной отсталости), не имеющими основного общего или среднего общего образования;

18) установление требований к одежде обучающихся;

19) осуществление иных установленных Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» полномочий в сфере образования.

2. Администрация Алтайского края имеет право на дополнительное финансовое обеспечение мероприятий по организации питания обучающихся в муниципальных образовательных организациях и обучающихся в частных общеобразовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, а также предоставление государственной поддержки дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях.

Статья 9. Полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Алтайского края в сфере образования

Пункт 1 части 1 статьи 9 вступает в силу с 1 января 2014 года.

1. К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся:

1) организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами);

2) организация предоставления дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях (за исключением дополнительного образования детей, финансовое обеспечение которого осуществляется Администрацией Алтайского края);

3) создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в муниципальных образовательных организациях;

4) создание, реорганизация, ликвидация муниципальных образовательных организаций (за исключением создания органами местного самоуправления муниципальных районов муниципальных образовательных организаций высшего образования), осуществление функций и полномочий учредителей муниципальных образовательных организаций;

5) обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий;

6) учет детей, подлежащих обучению по образовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, закрепление муниципальных образовательных организаций за конкретными территориями муниципального района, городского округа;

7) осуществление иных установленных Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» полномочий в сфере образования.

Статья 10. Инновационная деятельность в сфере образования

1. Инновационная деятельность осуществляется в Алтайском крае в форме реализации инновационных проектов и программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными действующими в сфере образования организациями, а также их объединениями.

В целях создания условий для реализации инновационных проектов и программ, имеющих существенное значение для обеспечения развития системы образования, организации, указанные в абзаце первом настоящей части, реализующие указанные инновационные проекты и программы, признаются региональными инновационными площадками и составляют инновационную инфраструктуру в системе образования Алтайского края.

2. Администрация Алтайского края (Главное управление образования и молодежной политики Алтайского края) определяет порядок признания организаций региональными инновационными площадками, а также утверждает перечень региональных инновационных площадок.

3. Администрация Алтайского края в рамках своих полномочий создает условия для реализации инновационных образовательных проектов, программ и внедрения их результатов в практику.

Статья 11. Дошкольное образование в Алтайском крае

1. Дошкольное образование направлено на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста.

2. Образовательные программы дошкольного образования направлены на разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, в том числе достижение детьми дошкольного возраста уровня развития, необходимого и достаточного для успешного освоения ими образовательных программ начального общего образования на основе индивидуального подхода к детям дошкольного возраста и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности. Освоение образовательных программ дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся.

3. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, обеспечивающие получение детьми дошкольного образования в форме семейного образования, имеют право на получение методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы, в том числе в дошкольных образовательных организациях и общеобразовательных организациях, если в них созданы соответствующие консультационные центры. Обеспечение предоставления таких видов помощи осуществляется уполномоченным органом государственной власти Алтайского края в сфере образования.

Статья 12. Плата, взимаемая с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми, осваивающими образовательные программы дошкольного образования в организациях, осуществляющих образовательную деятельность

1. Дошкольные образовательные организации осуществляют присмотр и уход за детьми. Иные организации, осуществляющие образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, вправе осуществлять присмотр и уход за детьми.

2. За присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей) (далее - родительская плата), и ее размер. Учредитель вправе снизить размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) в определяемых им случаях и порядке.

3. За присмотр и уход за детьми-инвалидами, детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, а также за детьми с туберкулезной интоксикацией, обучающимися в государственных и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, родительская плата не взимается.

4. Не допускается включение расходов на реализацию образовательной программы дошкольного образования, а также расходов на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательную программу дошкольного образования, в родительскую плату за присмотр и уход за ребенком в таких организациях.

5. В целях материальной поддержки воспитания и обучения детей, посещающих образовательные организации, реализующие образовательную программу дошкольного образования, родителям (законным представителям) выплачивается компенсация в размере, устанавливаемом нормативными правовыми актами Алтайского края, но не менее двадцати процентов среднего размера родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях, находящихся на территории Алтайского края, на первого ребенка, не менее пятидесяти процентов размера такой платы на второго ребенка, не менее семидесяти процентов размера такой платы на третьего ребенка и последующих детей. Средний размер родительской платы за присмотр и уход за детьми в государственных и муниципальных образовательных организациях устанавливается Администрацией Алтайского края. Право на получение компенсации имеет один из родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за присмотр и уход за детьми в соответствующей образовательной организации.

6. Порядок обращения за компенсацией, а также порядок ее выплаты устанавливаются Администрацией Алтайского края.

7. Финансирование расходов, связанных с предоставлением компенсации, является расходным обязательством Алтайского края.

Статья 13. Начальное общее, основное общее и среднее общее образование в Алтайском крае

1. Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни).

2. Основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению).

3. Среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности.

4. Организация образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования может быть основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы (профильное обучение).

5. Начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования. Требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.

6. По согласию родителей (законных представителей) несовершеннолетнего обучающегося, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органа местного самоуправления, осуществляющего управление в сфере образования, обучающийся, достигший возраста пятнадцати лет, может оставить общеобразовательную организацию до получения основного общего образования. Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав совместно с родителями (законными представителями) несовершеннолетнего, оставившего общеобразовательную организацию до получения основного общего образования, и органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования, не позднее чем в месячный срок принимает меры по продолжению освоения несовершеннолетним образовательной программы основного общего образования в иной форме обучения и с его согласия по трудоустройству.

7. В образовательной организации, реализующей образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, могут быть созданы условия для проживания обучающихся в интернате, а также для осуществления присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня.

8. За содержание детей в образовательной организации с наличием интерната, включающее в себя обеспечение обучающихся в соответствии с установленными нормами одеждой, обувью, мягким инвентарем, предметами личной гигиены, школьно-письменными принадлежностями, играми и игрушками, хозяйственным инвентарем, питанием и организацию их хозяйственно-бытового обслуживания, а также за осуществление присмотра и ухода за детьми в группах продленного дня учредитель образовательной организации вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, и ее размер, если иное не предусмотрено Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Учредитель вправе снизить размер указанной платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся в определяемых им случаях и порядке.

9. Не допускается включение расходов на реализацию образовательной программы начального общего, основного общего и (или) среднего общего образования, а также расходов на содержание недвижимого имущества государственных и муниципальных образовательных организаций в родительскую плату за содержание детей в образовательной организации, имеющей интернат, за осуществление присмотра и ухода за ребенком в группах продленного дня в таких организациях.

10. Для обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные организации, обучение по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования организуется на дому или в медицинских организациях.

11. Порядок оформления отношений государственной или муниципальной образовательной организации с обучающимися и (или) их родителями (законными представителями) в части организации обучения по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования на дому или в медицинских организациях устанавливается нормативным правовым актом уполномоченного органа государственной власти Алтайского края в сфере образования.

12. Для обучающихся с девиантным (общественно опасным) поведением, нуждающихся в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода, в целях получения ими начального общего, основного общего и среднего общего образования уполномоченными органами государственной власти Алтайского края создаются специальные учебно-воспитательные организации открытого и закрытого типов. Порядок направления несовершеннолетних граждан в специальные учебно-воспитательные организации открытого и закрытого типов и условия их пребывания в таких организациях определяются Федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

Статья 14. Малокомплектные образовательные организации

1. К малокомплектным образовательным организациям относятся образовательные организации, реализующие основные общеобразовательные программы, исходя из удаленности этих образовательных организаций от иных образовательных организаций, транспортной доступности и (или) численности обучающихся в которых:

1) средняя наполняемость классов менее норматива, установленного нормативным правовым актом Администрации Алтайского края;

2) отсутствуют параллельные классы.

2. Норматив финансового обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего общего образования для малокомплектных образовательных организаций определяется из расчета количества классов.

Статья 15. Обучение по дополнительным общеразвивающим образовательным программам, имеющим целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях

1. Образовательные программы основного общего и среднего общего образования могут быть интегрированы с дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества.

2. В рамках обучения по образовательным программам основного общего и среднего общего образования, интегрированным с дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества, создаются соответствующие общеобразовательные организации со специальными наименованиями «кадетский военный корпус», «кадетская школа», «кадетский корпус», «казачий кадетский корпус», «кадетская школа-интернат», «школа–интернат с первоначальной летной подготовкой».

3. Общеобразовательные организации со специальными наименованиями «кадетская школа», «кадетский корпус», «казачий кадетский корпус», «кадетская школа-интернат», «школа–интернат с первоначальной летной подготовкой» создаются Алтайским краем, а также муниципальными образованиями.

В общеобразовательных организациях по решению учредителя создаются кадетские классы, реализующие программы основного общего и среднего общего образования, интегрированным с дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества.

4. Организация и осуществление образовательной деятельности в общеобразовательных организациях со специальными наименованиями «кадетская школа», «кадетский корпус», «казачий кадетский корпус», «кадетская школа-интернат», «школа–интернат с первоначальной летной подготовкой» осуществляются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования.

5. Учредители указанных общеобразовательных организаций устанавливают форму одежды обучающихся, правила ее ношения и знаки различия.

6. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, дети государственных гражданских служащих и гражданского персонала федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, дети граждан, которые уволены с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и общая продолжительность военной службы которых составляет двадцать лет и более, дети военнослужащих, погибших при исполнении ими обязанностей военной службы или умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы, дети Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы, дети сотрудников органов внутренних дел, погибших или умерших вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных в связи с исполнением служебных обязанностей, либо вследствие заболевания, полученного в период прохождения службы в органах внутренних дел, дети, находящиеся на иждивении указанных лиц, дети прокурорских работников, погибших или умерших вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных ими в период службы в органах прокуратуры либо после увольнения вследствие причинения вреда здоровью в связи с их служебной деятельностью, а также иные лица в случаях, установленных федеральными законами, пользуются преимущественным правом приема в общеобразовательные организации, которые реализуют образовательные программы основного общего и среднего общего образования, интегрированные с дополнительными общеразвивающими программами, имеющими целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества.

7. Обучающиеся, обучение и воспитание которых осуществляется с учетом круглосуточного пребывания, обеспечиваются пятиразовым питанием и форменной одеждой.

Обучающиеся из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находятся на полном государственном обеспечении и пользуются льготами, установленными для данной категории детей законодательством Российской Федерации и Алтайского края.

8. Финансовое обеспечение выполнения государственного задания краевыми государственными общеобразовательными организациями, реализующими образовательные программы основного общего и среднего общего образования, интегрированные с дополнительными общеразвивающими программами, имеющие целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества, является расходным обязательством Алтайского края и производится в пределах ассигнований, предусмотренных законом Алтайского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период.

Финансовое обеспечение муниципальных общеобразовательных организаций Алтайского края, реализующих образовательные программы основного общего и среднего общего образования, интегрированные с дополнительными общеразвивающими программами, имеющие целью подготовку несовершеннолетних обучающихся к военной или иной государственной службе, в том числе к государственной службе российского казачества, в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательной организации, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов), является расходным обязательством Алтайского края и осуществляется за счет субвенций, предусмотренных законом Алтайского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период.

Статья 16. Среднее профессиональное образование в Алтайском крае

1. Среднее профессиональное образование в Алтайском крае направлено на решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека и имеет целью подготовку квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства, а также удовлетворение потребностей личности в углублении и расширении образования.

2. К освоению образовательных программ среднего профессионального образования допускаются лица, имеющие образование не ниже основного общего или среднего общего образования, если иное не установлено законодательством Российской Федерации об образовании.

3. Получение среднего профессионального образования на базе основного общего образования осуществляется с одновременным получением среднего общего образования в пределах соответствующей образовательной программы среднего профессионального образования. В этом случае образовательная программа среднего профессионального образования, реализуемая на базе основного общего образования, разрабатывается на основе требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов среднего общего и среднего профессионального образования с учетом получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования.

4. Прием на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования в образовательные организации Алтайского края в пределах ассигнований, предусмотренных законом Алтайского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период, является общедоступным, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. При приеме на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования по профессиям и специальностям, требующим у поступающих наличия определенных творческих способностей, физических и (или) психологических качеств, проводятся вступительные испытания в порядке, установленном в соответствии Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». В случае, если численность поступающих превышает количество мест, финансовое обеспечение которых осуществляется в пределах ассигнований, предусмотренных законом Алтайского края о краевом бюджете на соответствующий финансовый год и на плановый период, при приеме на обучение по образовательным программам среднего профессионального образования учитываются результаты освоения поступающими образовательной программы основного общего или среднего общего образования, указанные в представленных поступающими документах об образовании.

5. Получение среднего профессионального образования по программам подготовки специалистов среднего звена впервые лицами, имеющими диплом о среднем профессиональном образовании с присвоением квалификации квалифицированного рабочего или служащего, не является получением второго или последующего среднего профессионального образования повторно.

6. Обучающиеся по образовательным программам среднего профессионального образования, не имеющие среднего общего образования, вправе пройти государственную итоговую аттестацию, которой завершается освоение образовательных программ среднего общего образования и при успешном прохождении которой им выдается аттестат о среднем общем образовании. Указанные обучающиеся проходят государственную итоговую аттестацию бесплатно.

Статья 17. Структура общественного управления в сфере образования Алтайского края

1. В структуру общественного управления в сфере образования входят:

1) общественные советы по вопросам образования при органе исполнительной власти Алтайского края, осуществляющем управление в сфере образования;

2) советы ректоров образовательных организаций высшего образования, директоров профессиональных образовательных организаций, руководителей иных образовательных организаций;

3) попечительские и родительские комитеты образовательных организаций;

4) иные формы участия общественности в решении проблем образования в Алтайском крае.

2. Функции органов общественного управления в сфере образования определяются их положениями, разработанными и утвержденными в соответствии с законодательством Российской Федерации и Алтайского края.

Статья 18. Меры социальной поддержки студентов, обучающихся, воспитанников образовательных организаций

Обучающимся предоставляются следующие меры социальной поддержки и стимулирования:

1) полное государственное обеспечение, в том числе обеспечение одеждой, обувью, жестким и мягким инвентарем, в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами Алтайского края;

2) обеспечение питанием в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами, законами Алтайского края и иными нормативными правовыми актами Администрации края;

3) обеспечение местами в интернатах, а также предоставление в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и жилищным законодательством жилых помещений в общежитиях;

4) транспортное обеспечение в соответствии со статьей 40 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

5) получение стипендий, материальной помощи и других денежных выплат, предусмотренных законодательством Российской Федерации об образовании. Размер и порядок назначения стипендий обучающимся по очной форме обучения за счет средств краевого бюджета устанавливается нормативными правовыми актами Алтайского края;

6) предоставление в установленном в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и законодательством Российской Федерации порядке образовательного кредита;

7) предоставление за счет средств краевого бюджета, специальных учебников и учебных пособий, иной учебной литературы, а также услуг сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика при получении образования обучающимся с ограниченными возможностями здоровья, за исключением обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета;

8) иные меры социальной поддержки, предусмотренные нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами Алтайского края, правовыми актами органов местного самоуправления Алтайского края, локальными нормативными актами.

Статья 19. Меры социальной поддержки педагогических работников образовательных организаций

Педагогическим работникам образовательных организаций предоставляются следующие меры социальной поддержки:

1) педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных организаций Алтайского края, муниципальных образовательных организаций Алтайского края устанавливаются законодательством Алтайского края и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджета Алтайского края.

2) для привлечения выпускников профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования к педагогической деятельности, Администрация Алтайского края вправе устанавливать дополнительные меры государственной поддержки.

3) педагогическим работникам образовательных организаций, участвующим по решению уполномоченных органом государственной власти в проведении единого государственного экзамена в рабочее время и освобожденным от основной работы на период проведения единого государственного экзамена, предоставляются гарантии и компенсации, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.

Педагогическим работникам, участвующим в проведении единого государственного экзамена, выплачивается компенсация за работу по подготовке и проведению единого государственного экзамена. Размер и порядок выплаты указанной компенсации устанавливает Администрация Алтайского края за счет бюджетных ассигнований бюджета Алтайского края, выделяемых на проведение единого государственного экзамена.

Статья 20. Финансирование образовательных организаций в Алтайском крае

1. Объем средств, выделяемых местным бюджетам в виде субвенций из краевого бюджета в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», определяется в соответствии с нормативами, рассчитанными с учетом численности обучающихся, числа педагогических работников, штатной численности, действующей системы оплаты труда, типа образовательной организации, а также на иной основе.

2. Субвенции зачисляются на счета местных бюджетов в установленном для исполнения краевого бюджета порядке, носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

3. Порядок учета и расходования средств на предоставление субвенций, отчетности и контроля за расходованием средств устанавливается Администрацией Алтайского края.

Статья 21. Вступление настоящего Закона в силу

1. Настоящий Закон вступает в силу с 1 сентября 2013 года.

2. Пункты 3 и 6 части 1 статьи 8, а также пункт 1 части 1 статьи 9 настоящего Закона вступают в силу с 1 января 2014 года.

Статья 22. Признание утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Алтайского края

Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившими силу:

1) закон Алтайского края от 03.12.2004 № 54-ЗС «Об образовании в Алтайском крае»;

2) закон Алтайского края от 31.12.2004 № 69-ЗС «О начальном профессиональном и среднем профессиональном образовании»;

3) закон Алтайского края от 07.06.2005 № 38-ЗС «О внесении изменений в Закон Алтайского края «Об образовании в Алтайском крае»;

4) закон Алтайского края от 12.10.2005 № 74-ЗС «О внесении изменений в статью 1 Закона Алтайского края «О начальном профессиональном и среднем профессиональном образовании»;

5) закон Алтайского края от 05.07.2006 № 57-ЗС «О внесении изменений в закон Алтайского края «Об образовании в Алтайском крае»;

6) закон Алтайского края от 05.09.2006 № 79-ЗС «О внесении изменения в статью 11 Закона Алтайского края «Об образовании в Алтайском крае»;

7) закон Алтайского края от 07.03.2007 № 16-ЗС «О внесении изменений в Закон Алтайского края «Об образовании в Алтайском крае»;

8) закон Алтайского края от 14.06.2007 № 54-ЗС «О кадетском образовании в Алтайском крае»;

9) закон Алтайского края от 12.11.2007 № 124-ЗС «О внесении изменений в закон Алтайского края «Об образовании в Алтайском крае»;

10) закон Алтайского края от 25.12.2007 № 145-ЗС «О внесении изменений в статью 1 Закона Алтайского края «О начальном профессиональном и среднем профессиональном образовании»;

11) закон Алтайского края от 28.02.2008 № 22-ЗС «О внесении изменений в Закон Алтайского края «О начальном профессиональном и среднем профессиональном образовании»;

12) закон Алтайского края от 08.05.2008 № 39-ЗС «О внесении изменений в закон Алтайского края «Об образовании в Алтайском крае»;

13) статью 1 и 2 закона Алтайского края от 11.09.2008 № 70-ЗС «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Алтайского края»;

14) закон Алтайского края от 11.09.2008 № 70-ЗС «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Алтайского края»;

15) закон Алтайского края от 10.03.2009 № 14-ЗС «О внесении изменений в закон Алтайского края «О начальном профессиональном и среднем профессиональном образовании»;

16) закон Алтайского края от 06.04.2009 № 19-ЗС «О внесении изменений в закон Алтайского края «Об образовании в Алтайском крае»;

17) закон Алтайского края от 07.10.2009 № 71-ЗС «О внесении изменений в закон Алтайского края «Об образовании в Алтайском крае»;

18) статью 3 закона Алтайского края от 02.12.2009 № 91-ЗС «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Алтайского края»;

19) статью 2 и 3 закона Алтайского края от 03.09.2010 № 72-ЗС «О внесении изменений в отдельные законы Алтайского края в сфере социальной поддержки обучающихся краевых государственных образовательных учреждений среднего и начального профессионального образования»;

20) закон Алтайского края от 11.07.2011 № 80-ЗС «О внесении изменений в закон Алтайского края «Об образовании в Алтайском крае»;

21) статью 2 закона Алтайского края от 31.08.2011 № 99-ЗС «О внесении изменений в отдельные законы Алтайского края в сфере социальной поддержки обучающихся в краевых государственных образовательных учреждениях среднего и начального профессионального образования»;

22) закон Алтайского края от 05.04.2012 № 14-ЗС «О внесении изменений в отдельные законы Алтайского края»;

23) закон Алтайского края от 07.09.2012 № 62-ЗС «О внесении изменений в закон Алтайского края «Об образовании в Алтайском крае».

Губернатор Алтайского края А.Б. Карлин

Возврат к списку


Обсуждение закрыто



Комментарии
Константин Емешин,  Барнаул57 бывший преподаватель АГМУ
27 Апр 2013

К сожалению много декларативности. И самая главная декларативная статья:
Статья 20. Финансирование образовательных организаций в Алтайском крае
1. Объем средств, выделяемых местным бюджетам в виде субвенций из краевого бюджета в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», определяется в соответствии с нормативами, рассчитанными с учетом численности обучающихся, числа педагогических работников, штатной численности, действующей системы оплаты труда, типа образовательной организации, а также на иной основе.

Это создает для чиновников широкий простор действий, а отрасль не имеет гарантий финансирования и поэтому опять порождает поборы с родителей.
Нина,  Алейск38воспитатель
26 Апр 2013

Предлагаю уточнить Пункт 3 части 1 статьи 8 : оплата труда работников муниципальных дошкольных образовательных учреждений
( МБДОУ) производится из средств КРАЕВОГО БЮДЖЕТА в рамере не ниже, чем средний размер зароботной платы в общем образовании на одну ставку рабочего времени. ( без учёта стимулирующих выплат, которые должны выплачивать сверх этой заработной платы также из средств КРАЕВОГО бюджета)
Вячеслав Кайгородов,  г. Барнаул33 годапреподаватель ВУЗа
25 Апр 2013

Обсуждаемый в настоящее время проект закона «Об образовании в Алтайском крае», на мой взгляд, носит чрезвычайно формализованный и поверхностный характер. После его прочтения возникает ощущение недосказанности и пустоты.
Считаю необходимым внести в закон положения о деятельности школьных психологов и социальных педагогов. Очень важно прописать механизмы межведомственного взаимодействия в работе с детьми, оказавшимися в социально опасном положении. Это крайне актуально в связи с большим количеством соблазнов противоречий и проблем, которые ребенок наблюдает в современном мире. Зачастую дети из неблагополучных семей (и не только из неблагополучных) переживают свои сложности в одиночку и только в крайних случаях общественность и социальные учреждения подключаются к решению проблемы. Было бы уместным зафиксировать положения о компенсациях и механизмах их предоставления родителям, чьи дети не в состоянии осваивать общую программу на разных уровнях образования и нуждаются в специальных развивающих и коррекционных занятиях с привлечением различных специалистов.
Отдельной строкой можно также выделить одаренных учеников и их наставников с описанием возможных форм поддержки и стимулирования.
Особого внимания заслуживает общественное управление, работа родительских комитетов и попечительских советов с обозначением «дозволенного» при привлечении дополнительных денежных и иных ресурсов для образовательных учреждений (участие в грантах и возможно даже работа по фандрайзингу). Думаю, что подобная норма должна уже давно существовать и активно работать на процветание «сильных» и стимулирование остальных школ
О гарантиях и оплате труда преподавательского состава сказано мало, эти положения требуют отдельной, детальной проработки.
Убежден, что закон в существующей редакции вызовет недоумение и раздражение у подавляющего большинства специалистов. Хороший закон должен отвечать на вопросы, а не создавать новые или оставлять многоточие. Сегодняшний вариант закона - это скорее дублирование Конституции РФ и приложение к федеральному аналогу закона.
Сергей,  Кулунда39юрист
22 Апр 2013

1) Предлагаю ст. 19 проекта Закона дополнить нормой, имеющейся в действующем законе об образовании от 03.12.2004 № 54-ЗС о ежемесячной компенсации на приобретение книгоиздательской продукции либо единоразовой годовой денежной выплате на такую продукцию, в том числе для педагогов муниципальных образовательных учреждений;
2) ст. 14 проекта Закона о малокомплектных школах на практике может войти в противоречие со ст. 9 проекта Закона (по вопросам организации предоставления общедоступного и бесплатного образования), т.к. фактически политика в области образования направлена на сокращение численности малокомплектных школ, в целях сокращения расходов на образование, которое является крупнейшим расходным полномочием муниципалитетов. Для поддержания стабильности (и существования) малокомплектных школ необходимо ст. 14 проекта Закона дополнить нормой об обязательствах органов власти федерации и Алтайского края по материально-техническому обеспечению малокомплектных школ в соответствии с требованиями, предъявляемыми стандартами образования, обеспечению транспортной доступности таких школ.
Евгения Морозова,  Барнаул53руководитель общественной организации" Краевой Союз за здоровое развитие детей"
16 Апр 2013

Странно, что в пректе нет ни слова об обязанности образовательной организации по охране здоровья обучающихся. Считаю необходимым ввести статью в следующей редакции:
"Образовательные организации при реализации основных и дополнительных образовательных программ создают условия, обеспечивающие охрану здоровья обучающихся и воспитание здорового образа жизни.
Руководитель образовательной организации несет персональную ответственность за создание условий и исполнение мер, направленных на сохранение жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса и обеспечивает:
диагностику и мониторинг состояния здоровья обучающихся;
текущий контроль за состоянием здоровья обучающихся;
проведение профилактических и оздоровительных мероприятий;
обучение и воспитание школьников в области здоровья ;
просвещение родителей (законных представителей) в вопросах охраны здоровья детей;
повышение квалификации работников образовательной организации в области здоровьесбережения;
создание условий для внедрения здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс."
Наталья,  Алтайский край35помощник воспитателя
15 Апр 2013

Хотелось бы сказать о дошкольном образовании, почему нет обязательной аттестации всех без исключения рабочих мест, это первое. Второе, сегодня на ТВ канале Катунь – 24,говорили о повышении заработной платы только воспитателей, а как же все остальные сотрудники дошкольных учреждений, помощники воспитателей, повара, медицинские сестра, они так же отвечают за детей, за их здоровье, воспитание, и уход за детьми и т. д. или все остальные так и будут получать МРОТ. Хотелось бы сказать про наполняемость групп, по новым нормам СанПин наполняемость групп составляет 2 кв. метра на ребёнка, без учёта мебели, детей в группах по 30 – 40 человек, как можно в таких условиях работать, когда по ЕТС 1,55 воспитателя и 1,15 помощника воспитателя на группу ,т. е получается один воспитатель и один помощник воспитателя до обеда и после обеда так же , просто физически эти два человека не успеют с таким количеством детей. Детей нужно накормить, провести занятия, погулять. В группе, спальне, раздевалке, помыть, прогениралить.
Ольга,  Алтайский край40музыкант
15 Апр 2013

Почему в законе ничего не говориться об обязательном наличии в школах психолога и медицинского работника. И почему дети, с неадекватным поведением, мешающие образовательному процессу, до сих пор учатся в обычной школе?
Ирина,  Рубцовск53 годаПреподаватель, экономист
13 Апр 2013

Закон должен гарантировать размер одной ставки преподавателя учреждений среднего профессинального образования ( 720 часов год, постановление Правительства РФ от 03.04.2003 N 191) не должен быть ниже среднего размера заработной платы по экономике Алтайского края. "Стимулирующие" выплаты при определении размера оплаты труда учитваться не должны, впрочем, эти выплаты можно отменить совсем, производя компенсационные доплаты за выполнение дополнительных работ: методическая работа, заведование предметным кабинетом, классное руководство, проверка письменных работ и т.д.
Виктор Александрович,  Барнаул63 г.учитель
12 Апр 2013

Нет чёткой прописки об одарённых детях и работе с ними. Общие фразы надоели. Отсутствуют гарантии для одарённых детей. А потом мы начинаем жалеть о том, что умные дети уезжают из города. Вообще меня поразило обилие ничего незначащих формулировок. Ещё и закона нет, а уже впору награждать за успехи в образовании по новому закону. Странно как-то получается - все нормативные акты до этого закона отменяются. Я полагаю, что они были ошибочны, коль отменяются. Нет совершенно опоры на прошлые достижения. Как-то надо обыграть этот момент. Закон отрицания отрицания никто ещё не отменял. Интересно было бы узнать состав рабочей группы по проекту Закона.
Сергей,  Рубцовск59 летТоваровед
12 Апр 2013

Закон должен гарантировать преподавателям учреждений среднего профессионального образования первого года преподавания размер ОДНОЙ СТАВКИ оплаты труда выше, чем ОДНА СТАВКА у учителей средних школ первого года преподавания. При этом, ставка учителя средней школы не должна быть ниже средней по экономике региона заработной платы. Все доплаты (за классное руководство, выслугу лет, категорию) должны быть отнесены к категории стимулирующих выплат и разделены на гарантированные (обязательные) и поощрительные.
Федорова Ольга Игоревна,  г. Барнаул62 гпреподаватель ВУЗа , доктор наук
11 Апр 2013

Федорова О.И., преподаватель ВУЗа.
1. При общем обзоре разделов Закона обращает на себя внимание изобилие пунктов, в которых делается акцент на контрольные функции со стороны администрации Алт. Кр.: «контроль», «оценку качества образования» (это по каким же критериям администрация собирается это оценивать?), «аккредитация», «лицензирование», вплоть до того, что администрация «утверждает перечень региональных инновационных площадок». Непонятно, какую роль в этом процессе должно играть научно-педагогическое сообщество? Оно должно только отчитываться? Есть ли у этого самого сообщества профессионалов механизмы, чтобы влиять на мнение контролирующих органов, предлагать свои критерии оценки на базе имеющегося опыта, обосновывать свою точку зрения? Резюме: в проекте никак не предусмотрена возможность «обратной связи» (что, кстати, любую систему управления делает нежизнеспособной; это не я сказала, это тезис из классической науки об управлении в системах). Сказанное относится, преимущественно, к управлению объектами высшей школы.
2. О школьном и дошкольном образовании. В статье 8, п. 3 сказано, что к полномочиям Администрации Алтайского края в сфере образования относятся, в частности, сказано, что «обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек». У меня двое внуков, и я знаю, что на приобретение средств обучения всегда взымалась плата с родителей. Следует ли понимать эту статью Закона так, что впредь учащиеся школ не будут платить за школьные учебники, как это происходит сегодня?
3. И, наконец, близкая мне сфера – высшая школа.
• В статье 5, п. 2.2. говорится о доступности «качественного образования» в различных организациях, осуществляющих образовательную деятельность на территории Алтайского края». Легко сказать: «качественное образование»! Как можно обеспечить качественное образование при условиях, когда: 1) произошло объединение кафедр (зачастую совершенно не сочетающихся по специализации); 2) практически запрещено отчисление студентов за неуспеваемость, так как зарплата преподавателей «привязана» к числу студентов в расчете на одного преподавателя; 3) когда сплошь и рядом на «законном основании» существуют «фирмы» и «фирмочки», предлагающие услуги по написанию курсовых и дипломных работ (а потом все якобы удивляются, как же так вышло, что соискатели ученых степеней уличаются в плагиате? Да наша действительность только «приучает» амбициозных людей к воровству (покупке) интеллектуальной собственности!); 4) существует кризис пополнения научно-педагогических кадров в высшей школе: даже очень способные студенты не идут в аспирантуру («кузницу» научно-педагогических кадров) по очевидой причине: это не престижно и малооплачиваемо. Резюме: 1) чтобы читающие закон люди могли понять, что такое качественное образование, необходимо хотя бы дать им понять, что при этом подразумевается?
• В Законе вообще крайне мало внимания уделено высшей школе, в то время, как именно ВУЗы пополняют корпус профессионалов высокой квалификации. В разделе 1.1. сказано, что «предметом регулирования настоящего Закона являются общественные отношения, возникающие в сфере образования в связи с реализацией права на образование, обеспечением государственных гарантий прав и свобод человека в сфере образования и созданием условий для реализации права на образование (далее – отношения в сфере образования) на территории Алтайского края». Субъектом этих отношений по определению является преподавательский корпус. Его представители давно находятся на правах «рабов», ибо оплата их труда сопоставима с оплатой труда уборщиц. Многие ушли из профессии. Читаю в этой связи статью 7 п.4.2. Во-первых, понять изложенное невозможно – текст сложнейший для понимания («Финансовое обеспечение осуществления переданных полномочий, за исключением полномочий, указанных в части 10 статьи 7 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», осуществляется за счет субвенций из федерального бюджета, а также в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных в бюджете субъекта Российской Федерации на указанные цели не менее, чем в размере планируемых поступлений в бюджет Алтайского края от уплаты государственной пошлины, связанной с осуществлением переданных полномочий и зачисляемой в бюджет субъекта Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации»). Во-вторых, мне, как преподавателю высшей школы, непонятно, какие гарантии я буду иметь в плане материального обеспечения своего существования и на какую заплату я могу рассчитывать? В-третьих, среди преподавателей высшей школы возникают обоснованные вопросы по поводу исполнения указания президента В.В.Путина о «доведении» зарплаты бюджетников до уровня, не принижающего среднюю зарплату по региону. Она вычисляется по принципу определения «средней по больнице», что в корне не правильно. На разных сайтах Алтайского края мы читаем, что средняя зарплата преподавателей ВУЗов составляет 25 тыс. руб. Как это может быть, если доцент, к кандидат наук получает около 13 тыс. руб., а профессор, доктор наук – около 16-17 тыс.? Администрации Алтайского края следует ориентироваться на реальные зарплаты преподавателей и указание Президента РФ , и в Законе этот «болезненный вопрос» должен быть в приемлемой форме отражён в конкретном воплощении.
Резюме: необходимо включить в Закон позиции по действиям Администрации по поддержке преподавателей высшей школы, повышению их престижа, в частности, в Законе должны быть отражены права преподавателей высшей школы, в том числе, и на достойную оплату их труда, не зависящую от каких-либо конъюнктурных обстоятельств.
• В законе предусматривается «информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций» (статья 5. П. 1.2.). Непонятно, что под эти подразумевается? Кому должна быть доступна эта информация и где она должна быть предоставлена? Что касается предоставляемых услуг, то, данные о направленности факультетов, специализаций кафедр – все это и так открыто. А вот открытость по расходованию бюджетных средств (федеральных и получаемых от региона) остается для основной массы сотрудников ВУЗов до сих пор закрытой.
Владимир,  Бийск33инженер
11 Апр 2013

Дошкольное образование.

Закон должен обеспечить конституционную гарантию бесплатности и доступности дошкольного образования путем предоставления места в муниципальных или государственных организациях дошкольного образования. Если общедоступность в конкретном населенном пункте муниципальных или государственных дошкольных учреждений ни государством, ни муниципалитетом не обеспечена, то должна быть предоставлена компенсация затрат на услуги по присмотру и дошкольному обучению, предоставляемых частными некоммерческими организациями дошкольного образования. Размер компенсации на одного ребенка должен быть равен сумме, выделяемой на содержание одного ребенка в муниципальных или государственных организациях дошкольного образования.
Закон должен предоставить бесплатный доступ для родителей и других законных представителей, в том числе и частных лиц и организаций, занимающихся дошкольной образовательной деятельностью, к методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи со стороны государства через консультационные центры при муниципальных и государственных организациях дошкольного образования.

Общее образование.

Закон должен обеспечить конституционную гарантию бесплатности и доступности основного общего образования путем предоставления места в муниципальных или государственных организациях общего образования. Если общедоступность в конкретном населенном пункте муниципальных или государственных общего образования ни государством, ни муниципалитетом не обеспечена, то должна быть предоставлена компенсация затрат на услуги по обучению, предоставляемых частными организациями общего образования. Размер компенсации на одного ученика должен быть равен сумме, выделяемой на содержание одного ученика в муниципальных или государственных организациях дошкольного образования.
Занятия в рамках основного общего образования в частных, муниципальных и государственных образовательных организациях должны проводиться отдельно от дополнительных, в том числе и платных занятий сверх основного общего образования. Платные дополнительные занятия проводятся только при наличии заключенного в письменной форме договора между родителями или другими представителями несовершеннолетнего и образовательной организацией. Если такой договор не заключен, то дополнительные занятия считаются бесплатным и работа преподавателей и других работников, занятых в обеспечении учебного процесса оплачивается образовательной организацией.
Основное общее образование должно складывается из базового курса, состоящего из полного набора образовательных дисциплин базового уровня, и углубленного курса, состоящего из одного основной и нескольких сопутствующих дисциплин углубленного курса. Выбор основной дисциплины углубленного курса проводиться на выбор: либо на основе желания ученика, одобренного родителями либо на основе результатов тестирования по профориентации, одобренными Министерства Образования РФ.
Если гражданин выбирает обучение в образовательной организации вне территории непосредственной доступности, при наличии в пределах этой территории свободного места в муниципальных, государственных или частных образовательных организациях, то он должен обеспечить своевременную доставку несовершеннолетнего до выбранной альтернативной образовательной организации либо поселит его в съемной жилом помещении или в школьный интернат на платной основе.

Необходимо закрыть доступ для всех лиц, кроме родителей и других законных представителей, учителей и прочих сотрудников на территорию образовательных организаций, где проходят обучение несовершеннолетние и ограничить доступ, лиц, неучавствующих в учебном процессе к помещениям где непосредственно проходят занятия и отдых несовешеннолетних.

Лица, в том числе и несовершеннолетние, поведение которых опасно для других граждан, находящихся в пределах территории образовательной организации, должны по решению руководителя школы или лица, замещающего руководителя, быть помещены в дисциплинарную комнату до прибытия представителей власти, а при необходимости и специалистов-медиков.

Лица, в том числе и несовершеннолетние, которым были причинены физический вред или психологическое эмоциональное страдание, находящихся в пределах территории образовательной организации, по решению медицинского работника школы должны быть помещены в медицинский пункт до прибытия специалистов-медиков и психологов либо направлен в медицинское учреждение.

Для жителей отдаленных населенных пунктов, а также для граждан с ограниченными возможностями, необходимо организовать, прикрепленные к школам традиционного очного обучения, классы дистанционного обучения и он-лайн трансляции теоретических занятий, которые можно просматривать зарегистрированным в этой школе ученикам-надомникам на домашнем компьютере подключенному к сети Интернет с организацией бесплатного выезда таких учеников в прекрепленную школу для проведения практических занятий. Номинально нагрузка на учителей школы увеличится, что приведет к увеличению их реальной заработной платы.
Необходимо активно распространять для талантливых в отдельных предметах учеников практику прохождения некоторых предметов методом экстерна, тем самым можно более рационально перераспределить нагрузку на учителя, который сможет уделять больше времени для проблемных учеников и позволит дать более углубленные знания талантливым в данном предмете ученикам.

Необходимо установить четкие пропорции в обязанности обеспечивать населенные пункты бесплатными дошкольными и школьными организациями между региональной и муниципальной властью.

Профессиональное образование.

Закон должен обеспечить конституционную гарантию бесплатности и доступности среднего профессионального образования путем предоставления места в муниципальных или государственных начальных и средне-специальных образовательных организациях, так и на базе муниципальных или государственных высших учебных заведений, если гражданин, минуя обучение в средне-специальных учебных заведениях, поступил в ВУЗ. Если общедоступность в конкретном населенном пункте муниципальных или государственных общего образования ни государством, ни муниципалитетом не обеспечена, то должна быть предоставлена компенсация затрат на услуги по обучению, предоставляемых частными организациями средне-специального или ВУЗов. Размер компенсации на одного ученика должен быть равен сумме, выделяемой на содержание одного ученика в муниципальных или государственных организациях дошкольного образования.
Необходимо активно привлекать предпринимательское сообщество к планированию потребности в местах, финансируемых из федерального и регионального бюджетов, к созданию целевых платных мест в ССУЗах и ВУЗах.


Предложения по статьям.

Статья 5.
2.
изложить в следующей редакции:
1) Обеспечение в течение всей жизни, закрепленного Конституцией РФ, права на образование гражданина РФ и права на образование иностранных граждан и лиц без гражданства, закрепленного в международных соглашениях, в которых участвует РФ в соответствии с потребностями личности, и обеспечение принципа недопустимости дискриминации в сфере образования;

Статья 8.

20)Компенсировать, солидарно с муниципалитетами и Правительством РФ, вред от незаконного бездействия по не обеспечению права на доступность бесплатного дошкольного образования в государственных и муниципальных образовательных организациях с 12 декабря 1993 года (дата принятия Конституции РФ), гражданам, которые были несовершеннолетними, проживали на территории Алтайского края и не смогли воспользоваться этим правом.

Статья 12.

1. Дошкольные образовательные организации осуществляют присмотр и уход за детьми. Иные организации, осуществляющие образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, вправе осуществлять присмотр и уход за детьми на альтернативной основе.
(дополнить) Граждане, воспользовавшиеся услугами иных организаций, осуществляющие образовательную деятельность по реализации образовательных программ дошкольного образования, сохраняют за собой право на доступность и бесплатность дошкольного образование в муниципальных или государственных дошкольных образовательных организациях.
2. За присмотр и уход за ребенком учредитель организации, осуществляющей образовательную деятельность, вправе устанавливать плату, взимаемую с родителей (законных представителей) (далее - родительская плата), и ее размер. Учредитель вправе снизить размер родительской платы или не взимать ее с отдельных категорий родителей (законных представителей) в определяемых им случаях и порядке.
(дополнить) Если государством не обеспечено право гражданина на доступное и бесплатное дошкольное образование в виде доступного и бесплатного места в одном из муниципальных или государственных дошкольных образовательных организациях, плата с гражданина не взимается. А если гражданин вынужден вносить плату, то она должна быть компенсирована в размере суммы, выделяемой на содержание одного ребенка в муниципальных или государственных дошкольных образовательных организациях.

5.Исключить.

Статья 13.
1. Начальное общее образование направлено на формирование личности обучающегося, развитие его индивидуальных способностей, положительной мотивации и умений в учебной деятельности (овладение чтением, письмом, счетом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля, культурой поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни). Начальное образование должно обеспечить гражданина элементарными культурными, социальными и гигиеническими знаниями и навыками.
2. Основное общее образование направлено на становление и формирование личности обучающегося (формирование нравственных убеждений, эстетического вкуса и здорового образа жизни, высокой культуры межличностного и межэтнического общения, овладение основами наук, государственным языком Российской Федерации, навыками умственного и физического труда, развитие склонностей, интересов, способности к социальному самоопределению). Основное общее образование должно обеспечить гражданина знаниями и навыками базового уровня, которые станут основой для реализации его дееспособности.
3. Среднее общее образование направлено на дальнейшее становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе индивидуализации и профессиональной ориентации содержания среднего общего образования, подготовку обучающегося к жизни в обществе, самостоятельному жизненному выбору, продолжению образования и началу профессиональной деятельности. Среднее общее образование должно обеспечить гражданина углубленными знаниями и навыками, развивающие его личностные и профессионально-ориентированные качества.
6. (Изложить в следующем виде).
Если общеобразовательная организация не обеспечивает несовершеннолетнего требуемым объемом и качеством знаний и навыков, то родители (законные представители) с согласия несовершеннолетнего вправе сменить общеобразовательную организацию. Родители (законные представители) обязаны в течение месяца после смены общеобразовательной организации уведомить об этом комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав. Такая смена возможна из-за смены места жительства родителей, закрытия организации, лишения родительских прав обоих родителей или родителя, у которого проживал несовершеннолетний, вследствие иных событий, если они стали причиной не доступности для несовершеннолетнего общеобразовательной организации. Сроки смены общеобразовательной организации и уведомления комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав могут быть увеличены разумных пределах, но не более чем на полгода.
Виктор,  Барнаул32врач
11 Апр 2013

Опять ни слова про преподавателй высшей школы, конкретно интересует ситуация с теми, кто обучает студентов в медицинском вузе. Где же им гарантии и соцзащита или эти вопросы должно опять решать отдельно Министерство здравоохранения.

Когда будут в полней мере работать статьи федерального закона о компенсации родителей (законных представителей), внесших родительскую плату за присмотр и уход за детьми в дошкольных образовательных учреждениях, или это все опять останется на бумаге, а в качестве аргумента будет то, что на это денег нет в крае, нам бы детсады строить и т.п.?
Матис Денис,  Барнаул35
11 Апр 2013

Уже несколько лет в Алтайском крае успешно ведется работа по привлечению предпринимателей к организации услуг по присмотру и уходу за детьми дошкольного возраста. В настоящее время на Федеральном уровне даже идет работа по редакции отдельных СанПинов для подобных групп. Такая форма работы не предполагает лицензирование и уже привлекла к решению проблемы нехватки мест в детских садах, целого ряда индивидуальных предпринимателей. В предлагаемой редакции закона в двух местах упоминаются (в пятой и седьмой статье) ИП, но как раз как образовательные или лицензируемые. В итоге статус упомянутых групп опять останется неопределенным.
Предлагаю отметить, что ИП имеют право оказывать услуги по уходу и присмотру за детьми, без оказания образовательных услуг и без необходимости прохождения лицензирования.
В противном случае, практически все предприниматели организующие такие группы и принимающие участие в решении сложной ситуации по нехватке мест в детских садах, вынуждены будут оставить этот вид деятельности, поскольку не смогут пройти лицензирование с теми помещениями и с тем оборудованием, которое они сейчас используют.
Виктор,  г. Барнаул
9 Апр 2013

Статья 15 должна быть исключена из закона, как не имеющая ничего общего с образованием. Есть общее начальное и среднее, профобразование. Если есть необходимость в кадетских корпусах, училищах и т.д, то пусть они будут, но не за счет бюджета на образование. Если кто-то желает своих детей кадетами видеть - так пусть эта прихоть будет за его личные средства.
Галахо Егор,  Барнаул25 летДетский тренер
9 Апр 2013

Пропишите в Законе и дополнительное образование и ответственность нашего директора и можно ли деньги родителей привлекать?
Лариса,  Барнаул24педагог
8 Апр 2013

Здравствуйте! Хочу обратиться к Вам с просьбой более подробно объяснить, какой набор предметов входит в понятие "начальное общее", "основное общее" и "среднее общее" образование. Я имею ввиду какие предметы нужно освоить на каждом из этих уровней для перехода на следующий. И нужно ли будет доплачивать за какие либо предметы из этого списка?
Александр,  помощник депутата АКЗС
8 Апр 2013

Предлагаю отдельно в законе прописать строгий запрет религиозной пропаганды (под пропагандой понимается даже простое информирование) среди учащихся. А также отменить модуль "Основы религии и светской этики", введёный в 4-ом классе вопреки согласию большинства родителей учеников.

Видео
Телеканал «Катунь 24»

Фоторепортаж